Категории
 
архив
 
332 < 333 > 334



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

135 лет назад в Крыму закончили строительство железной дороги

/НАТАЛЬЯ ДРЕМОВА/

Никому из крымчан не нужно было в том, 1875-м, году объяснять, как теперь изменится их жизнь, насколько оживятся торговля, внутренние перевозки, гостиничное дело. В тот год была закончена железная дорога, протянувшаяся от Лозовского узла, что в Харьковской губернии, до Севастополя. Первый товарный и пассажирский поезда прибыли на станцию Симферополь несколькими месяцами раньше, этот отрезок дороги был закончен еще в 1874 г. Но понадобилось немало усилий и времени, чтобы железная дорога стала реальностью.
Рельсы и движущиеся по ним составы на полуострове впервые появились у каменоломен в Инкермане, по ним вывозили пиленый известняк к пристани, где его перегружали на суда. Правда, везли по рельсам грузы не железные кони, а самые обычные лошадки. Десятилетие с небольшим спустя под Севастополем действительно появилась настоящая железная дорога: ее в разобранном виде привезли сюда англичане, чтобы облегчить транспортировку грузов и живой силы во время Крымской войны. Но после окончания кампании рельсы разобрали и вместе с техникой вывезли с полуострова. Тем не менее именно эта железная дорога — настоящая, действовавшая — не давала покоя людям, которые видели, сколько пользы принесло бы Крыму железнодорожное сообщение. Железнодорожным пионером попыталась стать Феодосия, где уже в 1856 году была выдана первая концессия на строительство полотна, рельсы успели проложить на несколько десятков верст, но проект забуксовал и затих.
Реальные очертания железная дорога, связавшая Крым с «большой землей», приобрела после того, как право на ее строительство было выдано крупнейшему промышленнику и не новичку в железнодорожном деле Петру Губонину. Были определены сроки (3 года) и темпы строительства — и действительно, оно было закончено очень быстро, даже по сегодняшним меркам. Конечно, предприниматели в первую очередь рассчитывали получать барыши с грузовых перевозок, Крым мог дать рыбу, соль, вино и фрукты, табак, известь. Зато и требовал он многого: дерева, топлива, металла.
Но железная дорога означала доступность Крыма для большего числа людей, хотя в первое время цены на билеты считались очень высокими. Княжна Елена Горчакова, чьи «Воспоминания о Крыме» были впервые опубликованы в 1881 году, приводит такие цены: «От станции Лозовой считается до Севастополя 570 верст, т.е. около 24 часов езды, что стоит на почтовом поезде в 1-м классе 22 р., во 2-м — 16 р., в 3-м — 8 р. 20 коп.».
Конечно, поездку в третьем классе трудно было назвать комфортной, тем более что многие люди в дороге проводили не одни сутки, ведь до станции Лозовой тоже предстояло добираться, дремать, сидя на деревянных скамейках, и разминать ноги только на остановках. «Вагон желтый и рубчатый от планок, составляющих его нагретые чугункой стены, и очень душен от этих разных табачных дымов, в общем, очень едких, хотя и дающих приятное чувство дружной человеческой жизни», — писал о путешествии в вагоне третьего класса Иван Бунин. А писательница Ольга Лычагина, тоже приехавшая в начале ХХ века в Крым по самому дешевому билету, подметила, что, после того как мелькнула первая станция на полуострове, Таганаш, «наш вагон изменился, как сцена в театре. Прямо против меня очутился старик в синем халате, в феске, обмотанной зеленым шарфом… Темные глаза неподвижно смотрели перед собою, а руки покоились на палке с набалдашником. «Хаджи, — шепнули мне, — был в Мекке, оттого и чалма на голове». Сидела женская фигура в цветном халате, в бархатной шапочке на голове, руки поддерживали под подбородком кисею, через которую проглядывали тонкие черты, брови дугою и черные глаза».
Только в 1892 году была закончена ветка Джанкой — Феодосия, восемь лет спустя — отрезок от станции Владиславовка до Керчи, еще позже железная дорога добралась до Евпатории. А железнодорожные проекты продолжали рождаться, и самой популярной, вплоть до советского времени (когда все окончательно посчитали и взвесили), была идея прокладки рельсов до Южного берега — как от Севастополя до Алушты или Ялты, так и от Бахчисарая. Иные проекты оставались на уровне бумажных расчетов, по другим проводились предварительные изыскания, под третьи даже находили инвестиции, но ни один не начал воплощаться в жизнь. Так уж получилось. А позже, уже после Великой Отечественной, прокладка железной дороги на ЮБК была признана нерентабельной и ненужной. Но что удивительно, мечтать о ней не перестают и в наши дни.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Жизнь:

 

Восьмая казнь египетская

[1K] Среда обитания :: Восьмая казнь египетская Тайны крымской истории

Два года назад курортники, отправившиеся на восточное побережье Крыма, с ужасом писали в отзывах об отдыхе о «нашествии саранчи», стенах домов, облепленных серой массой насекомых, вездесущих и всепроникающих...

Кризис плодит «детей лейтенанта Шмидта»

[1K] Криминал :: Кризис плодит «детей лейтенанта Шмидта» Экономический кризис — идеальное время для жуликов всех мастей. И сейчас они явно увеличили свою активность — об этом говорят и милиционеры, и социологи. «Дети лейтенанта Шмидта» «разводят» доверчивых пользователей Интернета, «помогают» устроиться...

Гегемония жаркого таланта в прохладной Африке

[1K] Телемир :: Гегемония жаркого таланта в прохладной Африке Как хорошо, что иногда справедливость все же торжествует!
Самая талантливая, самая играющая горячая Испания выиграла чемпионат мира по футболу в прохладной Африке, одолев в дополнительное время Голландию со счетом 1:0.
Чемпионы...

Перевод денег за границу: зачем платить больше?

[1K] Инфраструктура :: Перевод денег за границу: зачем платить больше? Как отправить деньги за рубеж родственникам или получить от них? Нет ничего проще, если, конечно, правильно выбрать способ перевода. А вариантов, как сделать это, множество, и у каждого есть свои достоинства и недостатки. Можно воспользоваться...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Нового главу Бахчисарайской РГА обещают вынести за ноги из кабинета
  • Как пропала милицейская база «Бизон»
  • Игра «на лоха»
  • Пугачева в израильской клинике
  • Цена доброты: стоит ли брать на себя роль поручителя по кредиту
  • Юрист устраивал аферы с липовыми взятками
  • Закон под партию власти
  • Толчком к развитию холецистита может стать жирная и острая пища
  • Мужчины сдают позиции: Украину ждет матриархат
  • Криминальная подработка
  • Налоговый кодекс вывернутых карманов
  • Гриценко уволили в третий раз
  • Базилик, он же райхон, или реган, — приправа для гурмана
  • Пьяные гаишники, получив новые авто, разбились в ДТП
  • Опасный тост за интернациональную дружбу с незнакомцами
  •  
    Яндекс.Метрика