Категории
 
архив
 
332 < 333 > 334



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

135 лет назад в Крыму закончили строительство железной дороги

/НАТАЛЬЯ ДРЕМОВА/

Никому из крымчан не нужно было в том, 1875-м, году объяснять, как теперь изменится их жизнь, насколько оживятся торговля, внутренние перевозки, гостиничное дело. В тот год была закончена железная дорога, протянувшаяся от Лозовского узла, что в Харьковской губернии, до Севастополя. Первый товарный и пассажирский поезда прибыли на станцию Симферополь несколькими месяцами раньше, этот отрезок дороги был закончен еще в 1874 г. Но понадобилось немало усилий и времени, чтобы железная дорога стала реальностью.
Рельсы и движущиеся по ним составы на полуострове впервые появились у каменоломен в Инкермане, по ним вывозили пиленый известняк к пристани, где его перегружали на суда. Правда, везли по рельсам грузы не железные кони, а самые обычные лошадки. Десятилетие с небольшим спустя под Севастополем действительно появилась настоящая железная дорога: ее в разобранном виде привезли сюда англичане, чтобы облегчить транспортировку грузов и живой силы во время Крымской войны. Но после окончания кампании рельсы разобрали и вместе с техникой вывезли с полуострова. Тем не менее именно эта железная дорога — настоящая, действовавшая — не давала покоя людям, которые видели, сколько пользы принесло бы Крыму железнодорожное сообщение. Железнодорожным пионером попыталась стать Феодосия, где уже в 1856 году была выдана первая концессия на строительство полотна, рельсы успели проложить на несколько десятков верст, но проект забуксовал и затих.
Реальные очертания железная дорога, связавшая Крым с «большой землей», приобрела после того, как право на ее строительство было выдано крупнейшему промышленнику и не новичку в железнодорожном деле Петру Губонину. Были определены сроки (3 года) и темпы строительства — и действительно, оно было закончено очень быстро, даже по сегодняшним меркам. Конечно, предприниматели в первую очередь рассчитывали получать барыши с грузовых перевозок, Крым мог дать рыбу, соль, вино и фрукты, табак, известь. Зато и требовал он многого: дерева, топлива, металла.
Но железная дорога означала доступность Крыма для большего числа людей, хотя в первое время цены на билеты считались очень высокими. Княжна Елена Горчакова, чьи «Воспоминания о Крыме» были впервые опубликованы в 1881 году, приводит такие цены: «От станции Лозовой считается до Севастополя 570 верст, т.е. около 24 часов езды, что стоит на почтовом поезде в 1-м классе 22 р., во 2-м — 16 р., в 3-м — 8 р. 20 коп.».
Конечно, поездку в третьем классе трудно было назвать комфортной, тем более что многие люди в дороге проводили не одни сутки, ведь до станции Лозовой тоже предстояло добираться, дремать, сидя на деревянных скамейках, и разминать ноги только на остановках. «Вагон желтый и рубчатый от планок, составляющих его нагретые чугункой стены, и очень душен от этих разных табачных дымов, в общем, очень едких, хотя и дающих приятное чувство дружной человеческой жизни», — писал о путешествии в вагоне третьего класса Иван Бунин. А писательница Ольга Лычагина, тоже приехавшая в начале ХХ века в Крым по самому дешевому билету, подметила, что, после того как мелькнула первая станция на полуострове, Таганаш, «наш вагон изменился, как сцена в театре. Прямо против меня очутился старик в синем халате, в феске, обмотанной зеленым шарфом… Темные глаза неподвижно смотрели перед собою, а руки покоились на палке с набалдашником. «Хаджи, — шепнули мне, — был в Мекке, оттого и чалма на голове». Сидела женская фигура в цветном халате, в бархатной шапочке на голове, руки поддерживали под подбородком кисею, через которую проглядывали тонкие черты, брови дугою и черные глаза».
Только в 1892 году была закончена ветка Джанкой — Феодосия, восемь лет спустя — отрезок от станции Владиславовка до Керчи, еще позже железная дорога добралась до Евпатории. А железнодорожные проекты продолжали рождаться, и самой популярной, вплоть до советского времени (когда все окончательно посчитали и взвесили), была идея прокладки рельсов до Южного берега — как от Севастополя до Алушты или Ялты, так и от Бахчисарая. Иные проекты оставались на уровне бумажных расчетов, по другим проводились предварительные изыскания, под третьи даже находили инвестиции, но ни один не начал воплощаться в жизнь. Так уж получилось. А позже, уже после Великой Отечественной, прокладка железной дороги на ЮБК была признана нерентабельной и ненужной. Но что удивительно, мечтать о ней не перестают и в наши дни.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Жизнь:

 

Гегемония жаркого таланта в прохладной Африке

[1K] Телемир :: Гегемония жаркого таланта в прохладной Африке Как хорошо, что иногда справедливость все же торжествует!
Самая талантливая, самая играющая горячая Испания выиграла чемпионат мира по футболу в прохладной Африке, одолев в дополнительное время Голландию со счетом 1:0.
Чемпионы...

Восьмая казнь египетская

[1K] Среда обитания :: Восьмая казнь египетская Тайны крымской истории

Два года назад курортники, отправившиеся на восточное побережье Крыма, с ужасом писали в отзывах об отдыхе о «нашествии саранчи», стенах домов, облепленных серой массой насекомых, вездесущих и всепроникающих...

Скажи мне, кто ты, и я скажу, какая диета тебе нужна

[1K] Здоровье :: Скажи мне, кто ты, и я скажу, какая диета тебе нужна Почему многие диеты для одних работают, а для других нет? Группа диетологов занялась разгадкой этого вопроса всерьез. Прежде всего исследователи обратили внимание, что одни полнеют от каши и хлеба, другие — от лишней порции сливочного масла, а для...

Увидит ли школа свет в конце тоннеля?

[1K] Соцзащита :: Увидит ли школа свет в конце тоннеля? На прошлой неделе была поставлена точка в дискуссии: 11 лет будут учиться украинские школьники или 12. Депутаты решили, что лишний год за школьной партой не нужен ни детям, ни государству, ни самой системе образования. Очень хочется верить, что на...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Нового главу Бахчисарайской РГА обещают вынести за ноги из кабинета
  • Как пропала милицейская база «Бизон»
  • Игра «на лоха»
  • Пугачева в израильской клинике
  • Цена доброты: стоит ли брать на себя роль поручителя по кредиту
  • Юрист устраивал аферы с липовыми взятками
  • Закон под партию власти
  • Толчком к развитию холецистита может стать жирная и острая пища
  • Мужчины сдают позиции: Украину ждет матриархат
  • Криминальная подработка
  • Налоговый кодекс вывернутых карманов
  • Гриценко уволили в третий раз
  • Базилик, он же райхон, или реган, — приправа для гурмана
  • Пьяные гаишники, получив новые авто, разбились в ДТП
  • Опасный тост за интернациональную дружбу с незнакомцами
  •  
    Яндекс.Метрика