Категории
 
архив
 
331 < 332 > 333



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Константин Райкин сумел остаться самим собой

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Телемир :: Константин Райкин сумел остаться самим собойКаково жить, когда у тебя и в документах, и в биографии записано: «сын Аркадия Райкина»? Когда понимаешь, что соответствовать громкому имени родителя очень и очень трудно? Надо жить. Ну не стреляться же.

Счастливый билетик

Константин Райкин, которому нынче исполняется 60 лет, родился не просто от знаменитого отца, а от самого Аркадия Райкина. Сейчас, когда так называемых юмористов видимо-невидимо, не понять, какая слава была в советские времена у Райкина-старшего. Он был единственный и неповторимый, его выступлений на ТВ ждали с нетерпением, попасть на его концерт означало действительно вытащить очень счастливый билет, ему разрешалось очень многое, даже то, что не позволялось другим. На Райкина равнялись, его пытались копировать. Вот такой был папа у Кости.
А между тем Костик мог не появиться на свет: жена Райкина, Руфь Марковна Рома, была глубоко оскорблена очередным романом мужа (а Аркадий Исаакович был мужчина видный, женского внимания не избегал) и собиралась прервать беременность. Но подруги ее отговорили, и родился активный мальчик Костя.
Он занимался спортом, получал переломы, вовсю дрался. Родители все время были в разъездах, сестра Катя вряд ли могла уследить за младшеньким, в доме царила замечательная няня — колоритная татарка, очень заботливая и столь же невежественная. Она научила мальчика Костю тарабарским словам, которые помогли ему впоследствии сыграть яркую роль Каюма в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих».
Родители старались не пустить сына на актерскую стезю, отдали его в физико-математическую школу, в класс с биологическим уклоном, но уклон в результате получился тот, который был определен судьбой, — Щукинское училище, потом, по окончании, четыре театра на выбор.
По словам народного артиста СССР, профессора В.А. Этуша — одного из педагоговнаставников К. Райкина, он был не только необыкновенно талантливым студентом. Его всегда отличали удивительная дисциплинированность и работоспособность. Не прийти на репетицию, опоздать было для Райкина немыслимым. Его хватало на все: на работу с ролью, на костюмы, грим, декорации. Театр для него уже тогда не ограничивался игрой на сцене, он знал и умел в нем многое.
Константин Райкин выбрал для работы «Современник» — театр с психологическим уклоном, глубинными чувствами, острыми социальными проблемами, театр, непохожий на него, молодого артиста. Этот театр с распростертыми объятиями принял Костю Райкина — актера яркой, гротескной формы, необычайно пластичного, здорово показывающего животных, веселого и беззаботного. Он сразу стал много играть на сцене одного из самых популярных московских театров, играть в классике и современных пьесах, в частности, запомнился в знаковом спектакле «Валентин и Валентина» в дуэте с юной Мариной Нееловой. Они сыграли юных влюбленных так удачно, так естественно и выразительно, что молва сразу же приписала им бурный роман. Был ли этот роман на самом деле, широкой общественности до сих пор неизвестно, герои этого возможного романа даже много лет спустя обмениваются прозрачными намеками. Зато точно были другие спектакли с участием Райкина — «Монумент», «Двенадцатая ночь», «Мы не увидимся с тобой» и так далее.

Он так похож на… Труффальдино из Бергамо

Кино, конечно, не могло обойти его стороной. Если роль в картине «Много шума из ничего» много шума не наделала (его Бенедикт был вполне забавен, но сам фильм как-то не слишком заметно прошел по экранам страны), то татарин Каюм в михалковском дебюте был всеми принят на ура. Вот тут спорт и пригодился — Райкину приходилось падать с 12-метровой высоты в горную реку Аргун (течение бешеное, температура — плюс 3 градуса). Он чуть не погиб в водовороте — спасли, слава Богу. Но в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих» Константин Аркадьевич показал себя острохарактерным, темпераментным артистом.
Водоворот актерской жизни вынес его к роли в телефильме «Труффальдино из Бергамо», к очередному безоговорочному успеху. В этой роли за Райкина пел Михаил Боярский, но все остальное Константин делал сам — прыгал, как обезьянка, бегал, тараторил что-то с пулеметной скоростью, влюблял в себя героиню Натальи Гундаревой и умудрялся одновременно прислуживать двум господам.
Да, он не был писаным красавцем, но покорял безумным обаянием. Его любили, он менял жен, менял роли одну за другой, правда, Дениса Давыдова в «Эскадроне гусар летучих», роль, которую писали специально для него, так и не сыграл — Госкино было против, чтобы легендарного гусара играл этот «страшила».
А дальше судьба стала выкидывать с Райкиным-младшим новые фортели. Он вдруг стал преподавать в театральной школе, мечтал о своем театре и в один прекрасный момент понял, что таким театром может стать Государственный театр миниатюр, которым руководил Аркадий Исаакович, где Костю знали с пеленок и называли не иначе как Котя.

От «Служанок» до королей и принцев

Котя ушел из «Современника», стал работать вместе с папой, уговорил того перевезти весь коллектив театра из Ленинграда в Москву (разрешение дал сам генсек Брежнев).
Жизнь как будто передавала райкинское дело по эстафете. Больной Аркадий Райкин угасал, а рядом с ним расцветал его сын, сопровождавший отца везде, в том числе и в его последних гастролях по Америке. Театр миниатюр стал «Сатириконом», Аркадий Исаакович умер, а Константин Аркадьевич не только продолжил дело отца, но и начал свое, начал строить свой театр. Это уже не был коллектив, показывающий миниатюры. Уклон был сделан в куда более сложный репертуар.
Первый выстрел — на сцене театра появляются «Служанки» Ж. Жене (режиссер Роман Виктюк, 1988). Резко изменив привычный курс театра, Райкин одержал громкую победу. «Служанки» стали событием в театральной жизни. Спектакль имел огромный успех, объездил много стран. Среди многочисленных призов, полученных «Служанками» на международных фестивалях, есть приз «За виртуозность актерской игры» (фестиваль БИТЕФ, 1990), которым награжден К. Райкин (Соланж) и его партнеры.
Райкин не боится приглашать в «Сатирикон» ярких режиссеров, он много играет — Сирано де Бержерака, Мэкхита в «Трехгрошовой опере», Ричарда III, короля Лира. Гамлета тоже сыграл, в спектакле Р.Стуруа, — этого Гамлета упрекали за то, что он нюхает на сцене собственные носки, хотя, конечно же, дело было не в этом. Райкин прекрасно сыграл в «Великолепном рогоносце», в спектакле «Синьор Тодеро хозяин», в большинстве актерских работ он, бесспорно, успешен. Режиссурой тоже занимается, без этого не может.
Продолжает сниматься в кино, хотя и значительно реже. «Остров погибших кораблей», например, в «Комедии о Лисистрате» запомнился тем, что долго бегал там голый. Приехал на съемки, не подозревая, что придется сниматься обнаженным. И тут вот такая катавасия. Самое кошмарное даже не в количестве дублей (а их было немало), а в том, что в таком виде у него еще и брали автографы…
В «Тени» Михаила Козакова сыграл сразу две роли — ученого и его тени, но сам никогда не был ничьей тенью, даже своего отца. Одна из последних телевизионных работ Константина Райкина — знаменитый сыщик Эркюль Пуаро, Пуаро начинающий, Пуаро проигрывающий. Сыграно классно, как и многое остальное.
Что еще? Коллекционирует дорогие одеколоны — у него это просто мания. Сам принимал роды дома у своей третьей жены, Елены, притащив в квартиру бассейн из оргстекла.
Как-то вроде легко он живет, Константин Райкин, все у него получается удачно, все достаточно беспроблемно. Может быть, это только кажется? А может, он просто вовремя понял, что самое универсальное средство для ребенка, родившегося в знаменитой семье, — оставаться самим собой.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

В поисках истины

[1K] Соцзащита :: В поисках истины На полуострове проводят судебные экспертизы по сорока направлениям

Обилие криминальных сериалов уже приучило народ к словосочетанию «судебный эксперт». Правда, фильмы могут составить очень размытое представление о том, чем...

Мужчины сдают позиции: Украину ждет матриархат

[1K] Соцзащита :: Мужчины сдают позиции: Украину ждет матриархат Недавно госкомстат обнародовал данные интересного опроса, проведенного в рамках обследования украинских домохозяйств. Вопрос был довольно простой: кто в доме хозяин? И выяснилось, что чуть ли не в половине семей именно женщины крепко держат в...

Нового главу Бахчисарайской РГА обещают вынести за ноги из кабинета

[1K] Политика :: Нового главу Бахчисарайской РГА обещают вынести за ноги из кабинета В случае отставки Ильми Умерова с поста главы Бахчисарайской РГА его преемнику соотечественники обещают «веселую жизнь» буквально с первого дня работы. Ставленника Банковой крымские татары грозят выволочь из кабинета буквально за ноги, а 109...

Чай в пакетиках вреден для зубов

[1K] Здоровье :: Чай в пакетиках вреден для зубов Содержание фторидов в чае из пакетиков существенно превышает допустимые нормы, что может нанести вред зубам, это показали исследования американских специалистов. Количество фторидов в таком чае составляет 6,5 части фторидов на миллион частей. В то...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • За что расстреляли мэра Новофедоровки?
  • Кому отдадут Бахчисарай: «чужому» или «своему» татарину
  • ЮБК ждет земельный передел
  • Правоохранители Симферополя почистили старый город
  • Здравствуй, песок. Прощайте, евпаторийские пляжи
  • В Крыму назначили прокуроров
  • Крест Иуды
  • Дети, которые мешают своим родителям
  • Смертельный отдых
  • «Экипаж» взволновал народ, как и квартирка бортинженера
  • Начальник колонии поставлял заключенным путан
  • Напитки, которые пьем и с пользой, и с удовольствием
  • В энергетике новые руководители
  • На сколько выросла социальная помощь
  • Ни доллар, ни евро. Финансисты делают ставку на золото
  •  
    Яндекс.Метрика