Категории
 
архив
 
329 < 330 > 331



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Тяжелый гнет церковной анафемы

/ЕВГЕНИЙ КНЯГИНИН/

[1K] Среда обитания :: Тяжелый гнет церковной анафемыНеразгаданные загадки

Одни считают, что анафема — это церковное проклятие, особая мера наказания отъявленных грешников, которые тем самым обрекаются на вечные муки. Другие полагают, что анафема означает отлучение упорствующих еретиков от христианской церкви. Похоже, правы и те и другие.

На днях патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к мэру Киева с просьбой переименовать улицу Ивана Мазепы, на которой находится Киево-Печерская лавра, назвав ее Соборной. Это известие возобновило ожесточенные споры о том, насколько была обоснована анафема, наложенная на гетмана Мазепу, и не пора ли уже забыть об этом досадном недоразумении.
Как известно, в споре рождается истина, но при условии, если оппоненты не напоминают тех слепцов, которые спорили о внешности слона, ощупывая его с разных сторон. Иными словами, прежде чем спорить, нужно определить предмет спора, выяснить, что такое анафема, ведь одни доказывают, что Мазепа проклят на веки веков, а другие утверждают, что он был всего лишь отлучен от церкви, что по нынешним временам не имеет особого значения.

Таинственный «удар огня»

Как известно, уже на заре своей истории христианская церковь столкнулась с угрозой раскола. На II Вселенском соборе в 381 году были выявлены и осуждены несколько еретических течений, каждое из которых возглавлял один из христианских священно-
служителей, по-своему толковавших учение Христа. Именно тогда и возникла практика временного отлучения еретиков от церкви, дабы они не могли выступать от ее имени и не вносили смятения в души рядовых христиан. Это и называлось анафемой (сам термин происходит от греческих слов ana — «далеко» и thema — «ставлю»).
В те времена еретиков и грешников еще никто не проклинал, да и отлучение считалось временным — даже самый отпетый еретик, если он искренне раскаивался в своих заблуждениях, вновь принимался в лоно церкви. Но такое происходило нечасто по той простой причине, что каждый еретик в глубине души считает себя праведником. Единая христианская церковь буквально разваливалась на отдельные секты и независимые епархии. Чтобы это предотвратить, нужно было принять экстраординарные меры. И это было сделано.
Христианские епископы позаимствовали опыт иудаизма, где с древних времен существовала процедура под названием «пульса де-нура», что переводится как «удар огня». Заключалась она в следующем: десять великих раввинов собирались вместе и читали особую молитву, в которой отлучали еретика от церкви, передавая его в руки Всевышнего. Предполагалось, что в самое ближайшее время еретик отправится в мир иной, причем в большинстве случаев так и происходило.
Между прочим, обряд «пульса де-нура» проводится и поныне. В октябре 1995 года в зловещей молитве был упомянут премьер-министр Израиля Ицхак Рабин. Через месяц он погиб. В июле 2005 года «пульса де-нура» была прочитана по другому израильскому премьеру — Ариэлю Шарону по кличке Бульдозер. Через три месяца его хватил удар, от которого он так и не смог оправиться.
Христианские епископы, будучи уверенными, что Бог внимательно прислушивается к их молитвам, не только позаимствовали опыт иудейских раввинов, но и творчески его обогатили. В дополнение к обряду отлучения от церкви и передаче дела на усмотрение Всевышнего, они принялись клеймить еретиков почем зря, призывая на них гнев Божий. Текст проклятия был примерно таким: «Да будет проклят он солнцем, и луною, и звездами небесными, и птицами, и рыбами морскими. Да будет он проклят в жизни или в минуту смерти, за едой и за питьем, голодный, жаждущий, постящийся, засыпающий, спящий, бодрствующий, ходящий, стоящий, сидящий, лежащий, работающий и отдыхающий. Да будет труп его оставлен на пожирание псам. Да ниспошлет Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадет он в глубины ада. Да будут сыновья его сиротами, а жена его — вдовою!» Анафемой в адрес конкретных еретиков христианские иерархи не ограничивались, насылая проклятия на города и даже на поместные церкви. Так, например, в начале XIV века митрополит Феогност отлучил от церкви Псков, а преподобный Сергий Радонежский грозился объявить анафему Нижнему Новгороду. А в XV веке константинопольский патриарх проклял за непослушание русскую православную церковь.

Святой еретик Дмитрий Донской

Поначалу проклятия церковных иерархов внушали страх и ужас. Но скоро выяснилось, что Бог прислушивается к молитвам епископов и кардиналов далеко не всегда. Самый наглядный пример: в тексте анафемы, которую объявили заклятому врагу церкви Лео Таксилю (автору книг «Забавная Библия» и «Забавное Евангелие»), были такие пожелания: «Да будет он проклят всюду, где бы ни находился. Да будут прокляты волос его и мозг его, мозжечок его, виски его, лоб его, уши его. Чтобы болезни грызли его от макушки головы до подошвы ног». Тем не менее после объявления анафемы зловредный еретик безмятежно прожил добрый десяток лет. В результате у паствы поневоле родилось подозрение, что Бог откладывает просьбы христианских иерархов в долгий ящик, а стало быть, не такие уж они праведники, как всем рассказывают. Что в этой ситуации оставалось делать кардиналам и епископам? Самим казнить еретиков. Как говорится, от имени и по поручению. Зачем, в самом деле, загружать Бога повседневной работой, если ее можно выполнить самим, причем незамедлительно?
Таким образом, от проклятий, которые еще неизвестно когда сбудутся, пастыри приступили к делу. Каждый еретик, отправляясь в мир иной, проходил три этапа: отлучение — казнь — проклятие. Без отлучения от церкви обойтись было никак нельзя, ведь христианин по определению не может попасть в ад. Особенно это касалось священников. Перед казнью у них даже срезали верхний слой кожи на большом и указательном пальцах обеих рук, ликвидируя следы миропомазания. Сложнее было уничтожить следы крещения, ведь для этого с еретиков пришлось бы сдирать кожу. Выход был найден — их попросту сжигали. Больших успехов в этом нелегком деле достигла католическая церковь, но и православная тоже не отставала, особенно в ходе борьбы со староверами.
А зачем во всех храмах проклинали тех, кого уже нет в живых? С какой целью, например, в 1721 году Синод по настоянию Петра I предал майора Степана Глебова проклятию «яко лютейшего благочестия преступника и презирателя и богоненавистника», если Глебова посадили на кол за три года до этого? Дело объяснялось просто — бывшие сослуживцы майора не скрывали своего возмущения несправедливым приговором. Требовалось дополнительно обосновать его, пригвоздив Глебова к позорному столбу. Между прочим, в ходе иудейского обряда «удар огня» такие проблемы не возникали. Раввины, читая молитву «пульса де-нура», вовсе не приговаривали человека к смерти, а свидетельствовали перед Всевышним о виновности этого человека. Нередко иудейские священники ошибались. В этом случае тот, против которого они свидетельствовали, оставался жить, а все раввины, участвовавшие в молитве, погибали. Кстати, вовсе не исключено, что «пульса де-нура» читалась против Иисуса Христа.
А разве христианские кардиналы, епископы и митрополиты не ошибались? «Орлеанскую деву» Жанну д`Арк они подвергли анафеме, сожгли, а затем объявили святой. Вот пример из отечественной истории: князь Дмитрий Донской, которого проклял митрополит Киевский и всея Руси Киприан, в 1988 году без всякой процедуры снятия анафемы был прославлен в лике святых. А разве старообрядцы, с которых сняли анафему, покаялись? Нет, они как крестились двумя перстами, так и сейчас крестятся. Выходит, когда их в XVII веке сжигали в скитах, они были невиновны? Как получилось, что во всех православных храмах священники клеймили позором предводителей народных восстаний Ивана Болотникова и Степана Разина (Емельян Пугачев перед смертью покаялся, и анафема с него была снята), а народ слагал о них песни? И это только самые известные примеры.
Надо учесть, что анафему охотно объявляли даже деревенские священники, причем за самые невинные проступки. В 1856 году одна российская газета сообщила: «крестьянин Иван Сподаренко, сделавши из кожи и бумаги крылья, под которыми он приладил седло, подвешенное на тонких жердях, прыгн
ул на крыльях с колокольни, пролетел над рекой и благополучно опустился на том ее берегу, вывихнувши при этом ногу. Происшествие зело огорчило отца Теофила, который за сие бесовское занятие хотел предать Ивана анафеме, но Иван, придя в себя, покаялся и дал слово более в птицу не играть».

«По мощам и елей!»

Лишь к середине XIX века иерархи православной церкви сошлись во мнении, что от проклятий следует вовсе отказаться. С 1869 года в ходе литургии перестали упоминаться имена тех, кто был подвергнут анафеме, включая гетмана Мазепу. Даже само слово «анафема» стало постепенно исчезать из православного лексикона. В 1901 году в определении Святейшего синода относительно Льва Толстого анафема не упоминалась. Речь даже не шла о «малой анафеме» — отлучении Толстого от церкви. Восемь православных митрополитов и епископов подписались под словами: «свидетельствуя об отпадении Льва Толстого от церкви, вместе молимся, да подаст ему Господь покаяние». Имели ли они основание так сказать? Конечно. Сам Толстой в ответ заявил: «Я действительно отрекся от церкви, перестал исполнять ее обряды. То, что я отвергаю непонятную Троицу и басню о падении первого человека, историю о Боге, родившемся от Девы, искупающем род человеческий, то это совершенно справедливо».
Но почему же православные иерархи не исполнили древний обряд «удар огня», не отлучили Толстого от церкви, не попросили Бога его покарать, а, напротив, призвали молиться за грешника? Они руководствовались словами Иисуса Христа: если согрешивший против тебя брат не послушает твоих увещеваний, «если и церкви не послушает, то да будет тебе как язычник и мытарь» (Мф. 18, 17).
А как следует относиться к представителям другой веры и к грешникам? Проклинать, насылать на них порчу, сжигать на костре? Нет, ни в коем случае. Иисус учил, что надо желать им добра, молиться за них, чтобы они встали на путь истинный. Именно к этому православные епископы и митрополиты призвали свою паству. Это был явный и недвусмысленный отказ высших иерархов русской православной церкви от анафемы, от отлучений и проклятий, от злобы и ненависти.
К сожалению, история России сложилась таким образом, что православная церковь подверглась гонениям, которые были сравнимы разве что с гонениями на первых христиан. Это вынудило патриарха Тихона в январе 1918 года вновь вернуться к практике проклятий и угроз: «Анафемствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к церкви православной!»
Толку от этого было мало. Интересно, почему? Ведь ходят слухи, что в разгар «дела врачей» иудейские священники провели обряд «пульса де-нура» против Сталина, по-быстрому отправив его на тот свет. Выходит, патриарха Тихона Бог не послушал? Нет, слухи о проведении зловещего обряда против Сталина не соответствуют действительности. Эта молитва может касаться только иудеев, так как на этот счет есть прямое указание Торы: «Не проклинай глухого и не ставь препятствий перед слепым».
Иными словами, отлучить от церкви можно лишь того, кто принадлежит этой церкви. Объявлять анафему, проклинать большевиков не было никакого смысла. Впрочем, кто знает, может быть, молитва патриарха Тихона возымела свое действие. Узнав о том, что в мавзолее прорвало канализацию, патриарх с удовлетворением заметил: «По мощам и елей!»
В 1983 году римско-католическая церковь, до того раздававшая проклятия направо и налево (например, Римский Папа Пий IX предал анафеме натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, а заодно и принцип свободы совести), решила последовать примеру православной церкви и отказаться от употребления слова «анафема». Казалось, и Русская православная церковь давно о нем забыла. Но в начале 90-х годов невесть откуда появились люди, которые воспринимали отлучение от церкви примерно как исключение из партии. В 1994 году архиерейский собор РПЦ сообщил об «отлучении от церкви через анафематствование бывшего монаха Филарета (Денисенко)». Три года спустя собор постановил: «Отлучить Глеба Якунина от церкви Христовой. Да будет он анафема пред всем народом».
Того и гляди, в храмах РПЦ вновь зазвучат имена зловредных еретиков, а церковные иерархи начнут, как прежде, объявлять анафему «дерзающим против государей на бунт и измену».
Совсем недавно Псковский епархиальный совет принял решение отлучить от церкви корреспондента газеты «Правда» Олега Дементьева «в связи с непрекращающейся гнусной клеветой и сатанинской ложью в адрес насельниц Спасо-Елеазаровского монастыря и, в частности, игуменьи Елисаветы». То, что Дементьев атеист, для псковских священников, видимо, никакого значения не имеет. Кажется, была бы возможность сжечь его как еретика и богохульника, они бы непременно ею воспользовались.

Фото: «Союз православных хоругвеносцев» предает анафеме певицу Мадонну

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Среда обитания:

 

Умение плюс душа

[1K] Здоровье :: Умение плюс душа Третье место по результатам акции «Народный доктор» читатели «Первой крымской» отдали Александру Александровичу Натягайло.
Александра Александровича — специалиста достаточно узкого профиля — хорошо знают и в медицинских кругах, и в среде...

Вдруг откуда-то летит маленький комарик…

[1K] Соцзащита :: Вдруг откуда-то летит маленький комарик… Каких летучих кровососов можно встретить в разных уголках полуострова

Этим летом люди жалуются на особо кровожадных комаров. Симпатию к ним трудно испытывать. Даже в детстве после прочтения «Мухи-Цокотухи», где бравый комарик...

Василий Джарты: «У нас все получается»

[1K] Политика :: Василий Джарты: «У нас все получается» В канун 100 дней работы нового крымского правительства, которые приходятся на 25 июня, председатель Совмина Крыма Василий Джарты дал интервью четырем СМИ, в том числе «1К»

1К Василий Георгиевич, что для Вас было самым главным в...

Самый дешевый отдых у моря — на Керченском полуострове

[1K] Соцзащита :: Самый дешевый отдых у моря — на Керченском полуострове Сегодня все кому не лень прогнозируют неудачный курортный сезон в Крыму. И эти прогнозы связаны с ожиданием туристической миграции в подешевевшие Испанию и Турцию, в то время как отдых у нас подорожал в среднем на 15%. Но точно сформулировав свои...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Пляжи закроют для отдыхающих-«дикарей»
  • Коммунисты объявили войну Джарты. Он их выгоняет партиями
  • «Убейте моего мужа!»
  • Мэры «ломанулись» в партию власти
  • Губит людей не пиво... а его количество и тяга ко лжи
  • Газовые душегубки придумали в СССР
  • Киргизия: кто заварил эту кашу?
  • По делу Гресса окружение Куницына пока не допрашивали
  • Нетушки: сезон отлова авторитетов
  • Лето будет супержарким
  • «Кирпичный язык», или Как подростковая «феня» помогает воровать
  • Куда и как летом доставит курортников крымский транспорт
  • Разрисованный город
  • Константинов — мультимиллионер
  • В любовном треугольнике — четвертый лишний
  •  
    Яндекс.Метрика