Категории
 
архив
 
32 < 33 > 34



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Снова наступает время «Ч»

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Снова наступает время «Ч»Время «Ч» — это время Чехова Антона Павловича. Год 100-летия со дня его смерти назван ЮНЕСКО «Годом Чехова», но разве в этом дело? Он и так все время с нами, никуда не делся. Было бы преувеличением заявить, что мы сегодня только и делаем, что перечитываем Чехова. Но почему-то маститые театральные деятели нет-нет да и занервничают: отчего это снова и снова он на сцене — при огромном количестве других драматургов, которых можно ставить? Но нужно ли?

Впрочем, народным массам до элитарного театра достаточно далеко, даже дальше, чем до чеховской книжки, стоящей на полке. Контактам писателя, ушедшего в начале ХХ века, с гражданами века ХХI больше всего способствует кино или, точнее, телевидение. Нет-нет да и покажут что-то чеховское. Вроде бы не о нас, из совершенно другой жизни, а чем-то зацепит, о чем-то напомнит.
Чехова экранизировали много, бесконечно много. Экранизировали маленькие рассказы, конечно же, пьесы. Даже его переписка используется как драматургический материал, настолько она самобытна. В десятый и сотый раз пересматривая Чехова, мы снова и снова приближаем к себе время «Ч».

«Свадьба» пела и плясала

Оно приближается к нам в его водевиле «Свадьба». Отставной регистратор Жигалов, опрокидывая тайком от жены рюмочку за рюмочкой, интересуется у своего верного собутыльника, грека-кондитера Дымбы: «А тигры в Греции есть?» Харлампий Спиридоныч отвечает со знанием дела: «В Греции все есть!» Этот универсальный ответ подтверждает нам, что в Греции есть и львы, и крокодилы, и кашалоты. Добавим от себя — и футболисты в Греции есть, что наглядно продемонстрировал чемпионат Европы, нежданно-негаданно закончившийся греческой победой.
«Свадьба» — фильм удивительный. Его снимали в годы Великой Отечественной войны, когда, казалось бы, было не до веселья. Это уметь надо было — собрать такой блистательный актерский ансамбль, что ни фамилия — то персона. Знаменитый мхатовец Алексей Грибов, в роли его жены — уже тогда приближавшаяся к своей нынешней славе Фаина Раневская. Грек Дымба — ее партнер по театру им. Моссовета Осип Абдулов, никакого отношения к Александру Абдулову не имевший, зато имевший непосредственное отношение к Всеволоду Абдулову — да, это его сын, Севочка, станет одним из закадычных друзей Владимира Высоцкого и сыграет вместе с ним в сериале «Место встречи изменить нельзя» роль струсившего милиционера. Вера Марецкая и Сергей Мартинсон, любимый актер великого Мейерхольда Эраст Гарин, увековечивший своей вычурной интонацией фразы великого Чехова: «Я не Спиноза какой-нибудь, чтобы выделывать ногами кренделя!» В роли молоденькой невесты Дашеньки — Зоя Федорова, та самая, которая «Вашу ручку, фрау мадам!» в «Свадьбе в Малиновке», Горпина Дормидонтовна. А вот и ее непременный Яшка-артиллерист — одна из первых ролей Михаила Ивановича Пуговкина, он тоже в этой «Свадьбе» снимался и тоже плясал от души.
Самым трудным было в голодное военное время бороться со свадебным изобилием. Актеры набрасывались на настоящую еду с таким рвением, что на следующие дубли просто не хватало. Реквизиторам приходилось идти на различные ухищрения. А актерам приходилось играть «по Станиславскому» состояние полного и окончательного обжорства, хотя порой куда легче было упасть в обморок. На фронтах гремели взрывы, кровь лилась рекой, а на экранах рекой лилось шампанское…
Кстати, сто лет назад, в июле 1904 года, умирая в далеком и чужом немецком городе Баденвейлере, Чехов попросил бокал шампанского. Выпил, отвернулся к стене и затих навсегда. ХХ век только начинался, и никто не мог представить, что и жизнь многих чеховских героев по-настоящему тоже только начинается, что даже такое специфическое искусство, как балет, где есть, кажется, одно «Лебединое озеро», а шаг влево, шаг вправо — расстрел, не обойдет Чехова, и телевизионный балет «Анюта» с Екатериной Максимовой войдет в историю как самая, наверное, необычная экранизация рассказа «Анна на шее». Анна на шее — да, но Анна на пуантах…

«Анна на шее», и не только «Анна»

Впрочем, была и вполне классическая экранизация «Анны на шее». Когда-то, в 50-х, вся страна вздыхала по поводу того, какая красивая в этом фильме Алла Ларионова. Действительно, розанчик эдакий, она и сегодня воспринимается розанчиком, несмотря на другие времена и другое представление о красоте. Но сегодня это кино привлекательно прежде всего фигурой знаменитого шансонье Александра Вертинского, фигуры легендарной и противоречивой. Проведя годы вдали от Родины, он в конце концов вернулся и стал на старости лет киноартистом. Его роль в «Анне на шее» — киноклассика. Какие манеры в роли его превосходительства, какая кошачья походка, масляные глазки, незабываемое грассирование по поводу лакомого кусочка в виде Анюты: «Пгелестно! Пгелестно!» Дочери Александра Николаевича Вертинского Анастасии было тогда совсем мало лет, и она не знала, да и не могла знать, что сыграет в будущем главных чеховских героинь — Нину Заречную в «Чайке», Елену Андреевну в «Дяде Ване».
«Дядю Ваню», кстати, экранизировал не кто-нибудь, а Андрон Кончаловский, собравший на съемочной площадке букет блистательных артистов. Дядей Ваней — Войницким — стал Иннокентий Смоктуновский, Астровым — Сергей Бондарчук, Еленой Андреевной — Ирина Мирошниченко. В будущем каждый из них соприкоснется с Чеховым неоднократно: Смоктуновский сыграет Иванова и Дорна, сыграет в фильме «Степь», который снимет Бондарчук, Мирошниченко будет играть главных чеховских героинь на сцене МХАТа.
Экранизируют и «Шведскую спичку» — замечательную безделицу, в которой вместе с мхатовцем Алексеем Грибовым и будущим мхатовцем Андреем Поповым сыграет Михаил Названов — актер, проработавший несколько лет на сцене Крымского русского театра им. Горького. «Спичка» станет предвестником жанра иронического детектива. Экранизируют и «Медведя» с блистательным дуэтом Михаила Жарова и Ольги Андровской, и «Предложение» с Георгием Бурковым и Анатолием Папановым, и «О вреде табака» с Евгением Леоновым. В чеховских экранизациях, как бы сейчас сказали, засветятся все крупнейшие актеры страны — от Ивана Москвина до Олега Табакова, перечислить все и всех просто невозможно.

Новое лицо на набережной

Но как не вспомнить «Даму с собачкой»? Для крымчан это главное, программное чеховское произведение, мало того, что написанное в последний ялтинский период его жизни, так еще и запечатлевшее Ялту как историческое место завязки курортного романа между Дмитрием Дмитриевичем Гуровым и Анной Сергеевной фон Дидеритц, романа, который так бурно развивался потом в других городах.
Конечно, «Даму с собачкой» экранизировали. Фильм Иосифа Хейфица считается образцово-показательным, дескать, все передано здесь абсолютно точно, по-чеховски, соблюдена не только буква, но и дух писателя. Возможно. Конечно, глядя сегодня на страдания героини Ии Саввиной и глубокомысленную интеллигентность Алексея Баталова, которому для этой роли пришлось сменить промасленную одежонку простого рабочего кинопарня на сюртук с тросточкой да еще и бородку присоединить, мы имеем право не вполне поверить в глубину этих страданий — сегодня все-таки другие дамы, да и собачки другие, но уважать ту попытку приходится, тем более Крым запечатлен более чем подробно и уважительно. Наш и чеховский край даже вошел в едкую эпиграмму Валентина Гафта, отражающую непростой характер актрисы Ии Сергеевны Саввиной:
Да, это правда, а не враки
И вовсе не шизофрения.
В Крыму гуляли две собаки.
Поменьше — шпиц.
Побольше — Ия.
Эпиграмма эпиграммой, но Хейфиц сделал для «киношного» Чехова очень много. Время от времени телевидение показывает то его экранизацию чеховской «Дуэли» — «Плохого хорошего человека» с Высоцким и Далем, то «В городе С.». Кстати, фильм по «Ионычу» Хейфиц снимал в Симферополе, внимательный зритель узнает в картине многие знакомые улицы, например, Студенческую. В общем, равняться на Хейфица в плане трактовки Чехова на экране долго было приметой хорошего тона.

Механическое михалковское пианино

Так продолжалось до того момента, когда Никита Михалков снял в 70-х «Неоконченную пьесу для механического пианино». Незабронзовевший еще режиссер взял не произведения зрелого Антона Павловича, а его юношеские опыты, неоконченные рассказы, мотивы. Смешав это все в причудливый коктейль, он погрузил в него хороших актеров, сумев объединить их атмосферой общей работы и творческого настроения.
Главную роль Платонова получил Александр Калягин, получил только с тем условием, что заметно похудеет. Артист не просто похудел — он превратился в другого человека, у него по-особому заблестели глаза, нерв появился и особый драматизм. Мы не знали раньше такого Калягина. Не знали мы и такого Павла Петровича Кадочникова — идеального героя, способного на подвиг разведчика, красавца в «Укротительнице тигров» и других картинах. Здесь он превратился в чудесного нелепого комедийного дедушку, никому не мешающего, но никому и не нужного.
В «Неоконченной пьесе» должна была сниматься Людмила Гурченко, но сломала ногу на съемках картины «Мама», и ее роль сыграла Антонина Шуранова. Вместо попавшего в автокатастрофу Евгения Стеблова роль врача Трилецкого сыграл сам режиссер Михалков. К месту оказалась и томная изломанность Елены Соловей, и редкое простодушие Екатерины Глушенко. Все совпало — и талант сценариста и художника Александра Адабашьяна, и высокий профессионализм оператора Павла Лебешева. В общем, действительно все совпало — редчайший случай! — фильм делался командой талантливых людей.
Режиссер не выдергивал их поодиночке, ему удалось собрать их всех вместе в городе Пущино на берегу Оки, где в полукилометре от прекрасной и почти всегда пустой гостиницы стояла заброшенная усадьба с двухэтажным каменным домом, парком с заросшими аллеями и цветущими прудами. Актеры прожили здесь все лето, с семьями и детьми, ходили в лес за грибами, купались в реке, гоняли чаи, и эти чаепития вполне можно было назвать репетициями. Они церемонно обращались друг к другу на «вы» и вечерами обязательно играли в футбол — еще одно вернейшее средство для создания подлинной команды, настоящего в данном случае чеховского настроения. Этим настроением прекрасного пустого времяпрепровождения, влюбленности и полуулыбок, розыгрышей, невидимых слез, десятилетиями тлеющих и мгновенно вспыхивающих драм проникнута «Неоконченная пьеса…», ставшая надолго руководством на тему, как надо экранизировать Чехова, вернее, как надо чувствовать и передавать трудноуловимый чеховский мир.

Чехов продолжается

Сегодня, когда смотришь «Неоконченную пьесу для механического пианино», чувствуешь, что время того Чехова, счастливо угаданного, тоже ушло. Другим стал автор картины Михалков, от былых дружб и влюбленностей нет и следа. Другими стали и мы — люди, живущие в совершенно ином времени. Но представьте себе, Чехов по-прежнему актуален. Такие диаметрально противоположные режиссеры, как Кира Муратова и Сергей Соловьев, обращаются к чеховским мотивам, причем Кира Муратова и фильм свой по ранней чеховской пьесе «Татьяна Репина» называет именно так — «Чеховские мотивы». А Сергей Соловьев, снявший когда-то давно чеховское «Семейное счастье», выпускает картину «О любви», причем в названии заменяет слово «любовь» пикантным сердечком — дескать, слово это заветное так затаскали, что лучше его не произносить всуе.
Снял свой фильм о Чехове и элитарный Александр Сокуров. Работа над «Камнем» велась в ялтинском Доме-музее Чехова, и мы долго разговаривали на знаменитой скамеечке с исполнителем роли Антона Павловича, никому не известным тогда артистом Леонидом Мозговым, не сыгравшим к тому времени еще ни Адольфа Гитлера, ни Владимира Ленина в «Молохе» и «Тельце».
Когда-то Чехова играл в кино Андрей Попов, в том самом фильме «В городе С.». А в целиком биографической картине Сергея Юткевича «Сюжет для небольшого рассказа» Антоном Павловичем стал Николай Гринько — долговязый украинский актер, добрый папа Карло из телефильма «Буратино». Он изображал на экране любовь с приглашенной знаменитостью — француженкой Мариной Влади, игравшей роль Лики Мизиновой. Роман с Высоцким у Влади только зарождался, когда «Рассказ» с Чеховым был в самом разгаре.
Да и в этом году Марлен Хуциев, один из самых известных отечественных кинорежиссеров, снимал в Крыму фильм «Невечерняя», посвященный встречам Антона Павловича Чехова и Льва Николаевича Толстого. Чеховым ХХI века стал московский актер Владислав Ветров. А в сентябре в Ялте на набережной готовятся открыть созданный в Москве долгожданный памятник Антону Павловичу и его даме с собачкой. Так что время «Ч» — время Антона Павловича Чехова — скорее, не наступает, а продолжается, неподвластное никаким юбилеям.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Дом-призрак в крымской столице

[1K] Инфраструктура :: Дом-призрак в крымской столице
Дом-призрак поселился в Симферополе во дворе девятиэтажки на улице Куйбышева, 91, и рядом стоящей пятиэтажки в конце прошлого года. Уже тогда он отнял нормальный сон и покой у жильцов. Представить, что на маленьком клочке земли прямо во...

Cделать укол самостоятельно

[1K] Здоровье :: Cделать укол самостоятельно Как бы вы ни боялись уколов, но именно благодаря этой процедуре лекарство сразу попадает в кровь и быстро достигает цели. Не зря же в переводе с латыни «инъекция» означает «впрыскивание». Поэтому уколы назначают не только в острых случаях, но и...

Виктор Ющенко: «Я опираюсь на силу народа. Моя победа — это победа всех!»

[1K] Политика :: Виктор Ющенко: «Я опираюсь на силу народа. Моя победа — это победа всех!» Очевидно, что благодаря стараниям нынешних властей предержащих выборы Президента Украины превратятся из избирательной гонки в настоящую битву между сторонниками кланово-олигархического режима и теми, кто стремится защитить интересы народа от...

Джордж Буш против Саддама Хусейна

[1K] Политика :: Джордж Буш против Саддама Хусейна 3 июля начались судебные слушания по делу свергнутого иракского президента Саддама Хусейна. Суд над экс-диктатором и его одиннадцатью сподвижниками — членами бывшего иракского руководства — проходит на американской военной базе Camp Victory,...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • «Добрая» слава луганского авторитета Доброслава
  • Помидоры в теплице
  • Остеопороз — проблемы возраста и хрупких костей
  • Самые длинные бобы — это выгодная вигна
  • Шиповник «в болезнях помогает и чистит нутро»
  • Евгений Жагорников: «До выборов вряд ли появится уголовная ответственность за самозахваты»
  • От «металлистов» нет спасения даже для… СБУ
  • Уксус — от плодожорки
  • «Девочка, мы такие вызовы не принимаем!»
  • В Украине хотят ужесточить «пиротехническую» ответственность
  • Мессир не выносит экранизаций
  • Сердцу и сосудам штанга только в помощь
  • Владимир Познер открыл ресторан
  • Кавалергард Его Величества
  • Аконитом по ревматизму
  •  
    Яндекс.Метрика