Категории
 
архив
 
31 < 32 > 33



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Мессир не выносит экранизаций

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Мессир не выносит экранизацийОтечественный мир искусства сошел с ума. Известие о том, что Владимир Бортко, режиссер «Собачьего сердца» и «Идиота», собирается приступать к экранизации «Мастера и Маргариты», более того — что он уже к ней, этой экранизации, приступил, не дает покоя творцам, а представителям СМИ особенно.
Оно и понятно — произведение-то тоже особенное. Роман века, так сказать. Вначале полузапрещенный, затем полудоступный (вожделенные номера журнала «Москва», где впервые был опубликован «Мастер», передавали из рук в руки, как священную реликвию). Когда-то — предмет дефицита, теперь — предмет ширпотреба. «Не понимаю, что в этом романе такого особенного, почему люди до сих пор с ума сходят?» — спросил меня недавно один культурный и уважаемый господин. Я не стал ему ничего отвечать, ведь других, до сих пор устраивающих вокруг романа и всего, что с ним связано, настоящую истерию, куда больше…

Дефицит с Таганки

Самая известная театральная версия «Мастера и Маргариты» — спектакль Юрия Любимова в московском Театре на Таганке. Выпущенный в 1977 году, он сразу же стал сенсацией. Попасть на него было невозможно, отдельные счастливцы, которые все же удостоились этого, рассказывали взахлеб о голой Маргарите на сцене, о настоящих белых мышах и о невозможно долгой протяженности спектакля: окончательный вариант длился то ли четыре, то ли четыре с половиной часа, а первоначальный — и того дольше.
Любимов удивительным образом сумел совместить в своем творении все сюжетные линии романа, все его главные сцены — и сеанс черной магии в варьете, и бал сатаны, и многое другое. Монументальное оформление было подобрано из прежних спектаклей Таганки. Здесь был маятник из «Часа пик», знаменитый занавес из «Гамлета», полуторка из «А зори здесь тихие», огонь из «Павших и живых».
Поражала воображение Маргарита — ее играла таганковская красавица Нина Шацкая, побывавшая в женах вначале у Валерия Золотухина, а затем у Леонида Филатова. В кино она запомнилась в «Сукиных детях», где играла, по сути, саму себя — театральную приму с впечатляющей копной волос. Притягательным центром спектакля был Воланд в исполнении поэтичного и ироничного одновременно Вениамина Смехова, того самого Атоса, в графском замке которого есть черный пруд. Появлялся в спектакле и Михаил Булгаков, вернее, Михаилы Булгаковы в разные периоды жизни — от гимназиста до смертельно больного писателя в темных очках.
Цензура, обычно свирепствовавшая по отношению к спектаклям Таганки, на сей раз была подозрительно лояльна. Спектакль разрешили, даже сопроводив его положительной рецензией в «Правде». Заметка называлась «Сеанс черной магии на Таганке», Любимов на страницах рупора коммунистической печати — Мастером, что было Юрию Петровичу приятно.
«Мастер и Маргарита», моментально ставший предметом острого театрального дефицита, поменял по сути публику Театра на Таганке. Если раньше сюда ходила в основном интеллигенция — революционный театр был властителем ее дум, то начиная с «Мастера» на Таганку зачастила номенклатурная и торговая Москва, совбуржуазия и совзнать, партийная верхушка. Таганка становилась государственным официальным политическим театром, которому дозволялось даже немного пофрондировать. С этого спектакля, наверное, и начался медленный распад Таганки, когда-то очень смелого театра. Воевать стало не с кем, копья ломать было ни к чему. Лидеры театра — Высоцкий, Золотухин, Филатов, Демидова — к тому времени зазвездились, с возрастом они предпочитали успешно «торговать лицом», это было куда выгоднее и удобнее, чем бесконечно выглядеть изгоями. Стал маяться и Любимов, в конце концов оставшийся за границей: то ли его лишили гражданства, то ли он сам эмигрировал.
Как бы то ни было, Театр на Таганке стал застрельщиком в вопросе сценических версий «Мастера и Маргариты». Постепенно этот роман стали переносить на сцену все кому не лень. Процесс «мастеризации» и «маргаритизации» шел и в провинции, и в столице. Одним из первых поставил «Мастера» наш Крымский академический русский драматический театр им. Горького (до сих пор этот спектакль успешно идет во второй редакции). Были спектакли и в Саратове, и в других городах. Роман мечтал воплотить мэтр театральной режиссуры Георгий Товстоногов, несколько раз подступал к нему — не получилось. В Киеве у франковцев вышел спектакль И. Молостовой. Мастера играл Богдан Ступка, а Воланда — Анатолий Хостикоев. А вот режиссеры москвич Михаил Левитин и петербуржец Лев Додин вовремя, по их мнению, остановились — на репетициях стали происходить странные случаи.
Наконец до знаменитого булгаковского романа добрался Роман — скандально популярный Роман Виктюк. Он поставил весьма странный спектакль, где не было многих знаменитых персонажей и сцен, знаемых наизусть, не было похмельного Степы Лиходеева, бала сатаны, сеанса черной магии, зато наличествовали огромные головы вождей и размышления по поводу ленинизма-сталинизма. Постановка навевала скуку, Виктюк был неузнаваем, актерские работы Н. Добрынина (Мастер), Е. Морозовой (Маргарита), Д. Бозина (Воланд) не несли никакого откровения.
Сегодня театральным «Мастером и Маргаритой» никого не удивишь. Его показывают даже в антрепризе, причем в каком виде! Вокруг сиплого Воланда (В. Авилов) кружат несчастные невостребованные артисты, собравшиеся подработать в расчете на то, что в провинции клюнут на роман романов. Булгаков тут, конечно, ни при чем. Жалко автора и его книгу.

Кара выходит на тропу

А что же кино — важнейшее из искусств? Конечно же, поползновения были. Вначале у наших коллег по соцлагерю. Появились польские версии и даже югославская. Нуда, доложу я вам, редкостная. Когда одно из этих творений демонстрировали по ТВ, не верилось, что можно превратить увлекательнее произведение в такую беспросветную скуку.
Наши творцы, дождавшись перестройки, тоже пустились во все тяжкие. То промелькнула информация, что к съемкам приступил Элем Климов, только возглавивший тогда Союз кинематографистов. То о своих творческих планах в отношении Булгакова громогласно заявил Эльдар Александрович Рязанов. Всплывали и другие имена. Говорили о том, что адекватно можно воплотить этот многослойный роман исключительно с помощью анимации — как иначе покажешь кота Бегемота и другие метаморфозы? Роман манил многих, но не подпускал к себе близко.
Наконец в 90-х годах к съемкам фильма приступил Юрий Кара. Когда-то четырнадцатилетним мальчиком он проглотил роман Булгакова за одну ночь, и вот теперь юношеская мечта поставить это произведение, кажется, сбывалась. Кара рискнул, невзирая на всякие нехорошие предзнаменования. Говорят, нежелательно прикасаться к таким таинственным произведениям, как «Пиковая дама», «Маскарад», «Вий», «Мастер и Маргарита»: какой-то странный, если не сказать страшный, отпечаток они на себе несут. Но как не рискнуть, это же не все равно, войдешь ты в историю отечественного кино «Ворами в законе» или «Мастером и Маргаритой».
Режиссер рисковал еще и потому, что решился ставить картину в пику «застолбившему» это произведение Климову. Неэтично. Многие актеры по этой причине отказались участвовать в фильме Кары. Янковский отказался играть Мастера, Абдулов — Коровьева. «Вышли из игры» и Госкино, и Ялтинская киностудия, где уже были построены грандиозные декорации и сделаны уникальные костюмы. Поддержала Кару киностудия им. Горького.
На роль Маргариты режиссер хотел назначить Елену Майорову. В этой актрисе и впрямь всегда было что-то мистическое, она и погибла странно — так до сих пор и неизвестно, сгорела ли она в результате несчастного случая или подожгла себя сама. Но продюсеры настаивали на более звездной кандидатуре — Анастасии Вертинской. Ее в результате и утвердили.
Юрий Кара рассказывает, что поначалу Вертинская работала хорошо. А потом… потом постепенно стала выкидывать коники, превращаться в ведьму. Приходилось терпеть — Маргарит на переправе не меняют.
Мастером в фильме Кары был Виктор Раков («Убить Дракона», «Любить по-русски», «Закон»). Воландом — Валентин Гафт. Гафт не просто был знаком с Карой благодаря съемкам «Воров в законе», Валентин Иосифович уже обладал к тому времени некоторым дьявольским опытом — он изображал князя тьмы в балетном фильме «Фуэте», вместившем в себя некоторые мотивы булгаковского романа. Пока Максимова с Васильевым, как всегда волшебно, танцевали, Гафт делал таинственные пассы и мрачно смотрел исподлобья, изображая вселенскую грусть. Так что режиссер утвердил Гафта вместо Станислава Говорухина, который настойчиво предлагал себя на эту роль. Образ Иешуа предстояло лепить Николаю Бурляеву («Военно-полевой роман», «Иваново детство»). Бурляев вначале был назначен на роль поэта Ивана Бездомного, но потом упросил Кару «перебросить» его на Иешуа Га-Ноцри. В результате Юрий Кара пришел к выводу, что Бурляев справился с ролью лучше других. Понтием Пилатом стал патриарх советского искусства Михаил Ульянов. Другой Михаил — Козаков — отпал из-за того, что запросил не по-советски большой гонорар.
Музыку к картине писал украинский композитор С. Бедусенко, однако продюсерам его сочинение не понравилось, и Бедусенко заменили на Шнитке.
Снимали в России и Израиле. Подвал Мастера — в том самом подвале, который описан в романе. Особняк Маргариты — в особняке на Остоженке. Бал сатаны — во дворце графа Орлова в Марфино. Для этой съемки понадобилось 120 обнаженных девушек. Был август, но было холодно, и девушки наотрез отказывались раздеваться, пока им не заплатят по 3 тысячи рублей. С превеликим трудом их удалось уговорить. А вот Анастасия Вертинская наотрез отказалась раздеться, дескать, у звезды должна быть тайна. В общем, снимали дублершу.
Роковой шлейф романа снова сработал. На съемках творилось всякое, но самое главное началось позднее. Фильм, законченный в 1993 году, до сих пор не пришел к зрителям, он находится в сейфе у продюсеров. Вначале они потребовали сократить картину с трех с лишним часов до двух, затем обвинили Кару в весьма слабом монтаже, а потом в дело неожиданно вмешался наследник Булгаковых Сергей Шиловский. В общем, несмотря на то, что фильм собирались купить и компания «Мирамакс», и Марк Рудинштейн, воз и ныне там, несмотря на многократные разбирательства, в том числе и судебные. Компания ТАМП собиралась продавать «Мастера и Маргариту» то за 50 миллионов долларов, то за 15, то за 10 (вложив в него один миллион).
Кто-то, конечно, видел этот фильм. Бывший руководитель кинематографии Армен Медведев говорит, что это обычная добротная экранизация, комикс, иллюстрация к булгаковскому роману. Валентину Гафту очень не понравился доработанный, то есть сокращенный вариант. Не вызвал он восторга и у Анастасии Вертинской, резко заявившей: «В таком виде фильм показывать нельзя. И вообще — мессир (читай — Булгаков) не выносит экранизаций».

От «Идиота» — к «Мастеру»

Однако это не остановило Владимира Бортко. Памятуя об огромном успехе «Идиота», собравшего все мыслимые и немыслимые отечественные награды, Бортко решился вновь вернуться к дерзкому замыслу своей жизни. Он ведь начинал работу над «Мастером» еще в 2000 году для НТВ, но все тот же С. Шиловский вновь заявил о своих авторских правах. За эти годы вопрос, по-видимому, удалось утрясти, и путь для Бортко был свободен. Впрочем, как сказать.
То ли легенда, то ли быль, но режиссер повстречал уже таинственного незнакомца, который бросил ему на ходу: «Ничего у вас не получится». По крайней мере, утверждение актеров на роли идет с превеликим трудом, несмотря на солидную поддержку компании «Централ Партнершип» и телеканала «Россия».
Утвержденный уже Владимир Машков отказался от роли Мастера. Теперь она передана Александру Галибину («Трактир на Пятницкой», «Романовы — венценосная семья» — роль Николая II). Олег Янковский отказался от роли Воланда, не желая связываться с силами тьмы. Вроде бы согласился на Понтия Пилата, но рядом маячит Кирилл Лавров. Александру Калягину была предложена роль Берлиоза, и в этот самый период артист перенес два инфаркта и элементарно испугался. Непонятная ситуация и с ролью Ивана Бездомного. Прошла информация о том, что эту роль согласился играть Евгений Миронов — князь Мышкин из «Идиота», снятого Бортко. Но то ли Миронова увели в сторону какие-то более выгодные предложения, то ли он здраво рассудил, что Бездомный по значимости отнюдь не Мышкин — вопрос об исполнителе роли наивного пролетарского поэта Бездомного до сих пор открыт, называется, правда, фамилия В. Галкина.
Маргаритой, как сообщили, кажется, все СМИ, стала Анна Ковальчук, героиня сериала «Тайны следствия». Ковальчук похожа на Елену Сергеевну Булгакову, супругу писателя, ставшую прообразом не только Маргариты, но и кота Бегемота. Счастливица выиграла спор за роль у Ингеборги Дапкунайте, Виктории Толстогановой и других актрис. Окажется ли конечный результат блестящим?
Вполне допускаю, что 160 минут компьютерной графики — это замечательно. Уверен, что электромеханический робот вместе с Александром Башировым в роли кота Бегемота — это впечатляюще. Съемки в Израиле, Болгарии, Петербурге, наши судакские ворота и ливадийские фонтаны — весьма эффектно. 10 серий по 45 минут — это круто. Название фильма просто в трепет приводит — «Визит дьявола».
Но все это отнюдь не является гарантией успеха. Многие считают шедевром другое произведение тандема Булгаков — Бортко — «Собачье сердце». Но это как сказать. На мой вкус, и Шариков там излишне натуралистичен, и сам фильм слишком мрачно буквален, режиссер в нем присутствует как послушный ученик, а не как соавтор. А ведь «Мастер и Маргарита» куда сложнее. Да и шутки с этим романом плохи.
В период съемок «Бандитского Петербурга» Бортко побили на улице. Не хотелось бы, чтобы нынче, в период «Мастера и Маргариты», судьба преподнесла ему новые неприятные сюрпризы. Будьте здоровы, Владимир Владимирович.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Евгений Жагорников: «До выборов вряд ли появится уголовная ответственность за самозахваты»

[1K] Соцзащита :: Евгений Жагорников: «До выборов вряд ли появится уголовная ответственность за самозахваты» Сегодня разговор на горячей линии «1К» пойдет о «самой крымской» проблеме — земельной. О выделении участков под индивидуальное жилищное строительство, о фирмах, занимающихся приватизацией, об уголовной ответственности за самозахваты, о ситуации в...

Филипок разбушевался

[1K] Телемир :: Филипок разбушевался Скандал с Филиппом Киркоровым вошел в новую стадию. Объявившие певцу байкот российские СМИ решили посвятить поведению Филиппа Бедросовича часовую программу «Основной инстинкт».
Хамство Киркорова — величина постоянная, в этом плане он...

Остеопороз — проблемы возраста и хрупких костей

[1K] Здоровье :: Остеопороз — проблемы возраста и хрупких костей Если вам за пятьдесят и у вас часто случаются переломы конечностей, не спешите делать выводы о своей невезучести. К сожалению, к подобным неприятностям может привести остеопороз. Это наиболее распространенное заболевание костной ткани, при котором...

Один миллиард долларов на избирательную кампанию

[1K] Политика :: Один миллиард долларов на избирательную кампанию Четвертого июля в Украине стартует президентская кампания. В первый же день этого 120-суточного марафона партии и избиратели выдвинут как минимум трех кандидатов. Всего же, по прогнозам политологов, свои шансы в президентской гонке будет...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Первая помощь при поражении электротоком
  • Пить пиво или не пить — вот в чем вопрос
  • Крымский щит Манштейна
  • Психологический тест: Цвета нашей жизни
  • Сало полезно. Но в меру
  • Большая сила маленького клевера
  • Когда нитраты не виноваты
  • «Бытовуха»: криминальные войны между… соседями
  • Под Севастополем воюют за плато
  • По фитофторозу — проволокой
  • Украина для протестантов
  • Совмин даст аграриям 7 млн. грн. на покупку дизтоплива
  • «Подними» радикулит с постели
  • Президент запретил шуметь
  • Ингушетия — новая территория войны
  •  
    Яндекс.Метрика