Категории
 
архив
 
294 < 295 > 296



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

На стыке ислама, христианства и язычества

/ОЛЬГА КОТЕНЕВА/

[1K] Среда обитания :: На стыке ислама, христианства и язычестваЭтнические сокровища Крыма

Есть на крымской земле народ, который одни называют последователями древней еврейской секты, другие считают последними представителями хазарского народа. А на самом деле крымские караимы, или караи, — уникальный коренной этнос Крыма, объединенный общностью крови, языка, обычаев, осознающий свою этническую индивидуальность и кровное родство с тюркскими народами.

Прародителем караимского народа принято считать Анана бен Давида — создателя религиозного течения, основанного на Ветхом Завете и отрицании более поздних толкований Священного Писания, в том числе и Талмуда. Правда, своего Бога ранние караимы называли именем древнетюркского божества — Тенгри, хотя и почитали Иисуса Христа и Мухаммеда великими пророками. Письменность в далеком прошлом имели арамейскую, а впоследствии для своего языка, очень похожего на крымскотатарский, применили кириллицу. Но быть караимом, оказывается, можно не только по вероисповедованию, а и по национальности — крымскими караимами. Этот народ хоть и исповедует караимизм, но в кровном родстве с еврейской нацией не состоит, благодаря чему и уцелел в мясорубке Второй мировой войны. И уже не одно столетие живет на крымской земле, где впервые осознал себя единым этносом.

У истоков караимизма

«Люди Писания» — так дословно переводится название практически позабытой историей религиозной секты первых караимов. А зародилась она в VII веке в Месопотамии, в провинции Вавилония необъятного Арабского халифата.
Многочисленную и богатую еврейскую общину этой провинции возглавлял экзиларх (светский лидер, который должен был представлять еврейскую общину перед властями) с весьма широкими полномочиями, включавшими сбор налогов, административную власть и решение всех религиозных вопросов. Причем все вавилонские экзилархи считались прямыми потомками дома Давидова, поэтому власть их передавалась по наследству. Во второй половине VII века место умершего главы общины должен был занять его старший сын — Анан бен Давид. Юноша к тому времени окончил престижную ешиву (высшую талмудическую школу, в которой глубоко исследовали Тору и Вавилонский Талмуд) и подходил на важную и почетную должность по всем статьям, кроме одной, — он был членом одной из многих существовавших тогда в Вавилонии мессианских сект. Более того, секты, которая категорически отрицала Талмуд, а вместе с ним авторитет составивших его раввинов да и авторитет раввинов как таковой. И только Тору сектанты считали священной книгой, а пророков — избранными людьми, устами которых Бог вещал свою волю сынам израилевым. А кто такие по сравнению с ними раввины?! Самые обыкновенные смертные, со всеми присущими людям слабостями и недостатками, потому ни сами они, ни их сочинения не могут быть боговдохновенными и иметь для верующих силу закона.
За столь дерзкий взгляд высший совет отклонил кандидатуру Анана бен Давида и предпочел его младшего брата Хананию. Впрочем, унывать Анан не стал и возглавил еврейскую секту, членов которой его последователь Муса аль-Нахманди из Персии назвал «караимами», или людьми Писания.
И что удивительно, религиозное течение караимов не кануло в лету, а распространялось по свету: из Вавилонии в Палестину, оттуда в Египет, Сирию, Испанию и Византию. Расцвет его продолжался около трех столетий, которые подарили миру множество философов, поэтов, составителей молитв, грамматиков и ученых. Бытует мнение, что именно благодаря караимам шестиконечный щит Давида стал общеупотребительным еврейским символом.
Но поскольку примирения между караимами и раввинитами так и не было, то последние, как пишет Евгений Манин в «Истории караимов», прибегли к тем самым методам, которые против евреев обычно применяли гонители-христиане: к запрету секты и изгнанию из Испании, Палестины, Египта. Поставленные вне закона, караимы отправились открывать для себя иные миры: религиозный центр переместился сначала в Византию, а оттуда к северу — в Крым, Литву и Волынь.
Впрочем, в Крыму первые караимы появились задолго до этого — говорят, самые древние надгробные плиты датированы 6 годом нашей эры. И в отличие от караимов-сектантов Передней Азии и Испании, они не состояли в кровном родстве с еврейской нацией, потому что были сплавом местных народностей — сарматов, аланов с кочевыми тюрками, пришедшими на полуостров в гуннское, а может, и более раннее время. Не исключено, что даже само имя «карай», или «караим», взятое крымскими караимами, не имеет ничего общего с названием приверженцев Анана бен Давида, а восходит корнями к весьма отдаленной эпохе. Хотя чаще всего его связывают отнюдь не с этнической принадлежностью, а с исповеданием караимизма — учения, нашедшего последователей среди разных народов: евреев, тюрков (хазар и кипчаков), русских (кубанских казаков и жителей Поволжья и Астраханской губернии).
Так чем же уникальна эта религия?

Своей стезей к Богу

В далеком 1263 году француз-доминиканец Тома Кантимпре записал в своем дневнике: «Караимы считают еретиками и предают анафеме тех евреев, кои противно учению Моисея и пророков имеют и переписывают книгу, именуемую Талмуд». Отвергая Талмуд, который являлся главным для еврейской религии, караимизм основывался на трех столпах: Ветхом Завете (общем для караимов, христиан и иудеев, пользующемся уважением и у мусульман), учении Анана с его верой в единого Бога, великих пророков Моисея, Иисуса Христа и Мухаммеда и их откровения, в бессмертие души и необходимость самостоятельно постигать мудрость Святого Писания, а еще на народных традициях. Причем слова отцов порой имели не меньшее значение, чем слова Бога.
Особенно почитали крымские караимы книгу «Левит» из Пятикнижия Моисеева, выделяя из нее главы о любви к ближнему, к старшим, о морали. Но Бога караимы называли именем отнюдь не ветхозаветным, а древнетюркского божества — Тенгри. Поклонялись же ему у священных дубов крымского святилища Балта Тимез (топор не тронет), что рядом с крепостью Джуфт-кале — древнейшей цитаделью караимского народа, расположенной под Бахчисараем. Эти остатки древопочитания крымские караимы унаследовали от своих гунно-хазарских предков. И культ священных дубов прошел сквозь века: в конце прошлого столетия в засуху в Джуфт-кале можно было видеть процессию, которая направлялась из кенасы на родовое кладбище. Впереди газан (духовный глава) нес свитки Ветхого Завета. У священных дубов караимы молились о ниспослании дождя. А поскольку считалось, что Тенгри обязательно исполнит загаданное в этом месте сокровенное желание, то даже караимское духовенство, строго и сурово боровшееся с остатками язычества, вынуждено было во главе народа идти к дубам во время сильной засухи.
Так же, как мусульмане, в чьих государствах древние караимы имели полную свободу вероисповедания, крымские караимы располагают свои храмы — кенасы по оси север-юг. Возле них, как и у мечетей, строят фонтаны и специальное помещение для омовения, а при входе нужно снимать обувь. Причем женщины молятся отдельно от мужчин: в северной части здания для них есть зарешеченный балкон с отдельным входом — эту норму караимы, по всей видимости, тоже заимствовали у мусульман, в большинстве мечетей которых женщинам отводят отдельное место для молитвы. Кенасы, как и мусульманские мечети, в древности украшали страусовые яйца (хотя смысл этой традиции современникам неизвестен), а полы покрывали коврами. Правда, богослужения у караимов проходят два раза в день: при восходе и закате солнца, они сопровождаются частыми коленопреклонениями и земными поклонами.
А вот у христиан караимы позаимствовали брачное законодательство. Известный ориенталист профессор Хвольсон писал, что брачные правила караимов имеют полное тождество с христианскими. Хотя, как и мусульманам, крымским караимам разрешалось иметь несколько жен.
Вопреки библейской заповеди «Не сотвори себе кумира и всякого подобия...», солнце, луну и звезды караимы изображают на круглых зубчатых, подобных солнцу толстых пасхальных лепешках. Из праздников, предписываемых Ве
тхим Заветом, караимы особо почитали Хыджи тамбыларнын (Пасха) и Хыджи афталарнын (Пятидесятница, соответствует Троице). А в прошлом на себя надевали маски животных, как это делали древние язычники на святочных гуляниях. В памяти народа остались мифические божества добра и зла: Улуг-Ата — великий отец и Каргал-Ата — отец-проклинатель. С первым связывали все хорошее, а с Каргал-Ата всевозможные бедствия. Имя доброго божества носит древний народный календарь «Улуг-Ата Санавы» — «счет великого отца».

Хазарские корни

Неизвестно, загадывали ли у священных дубов первые караимы, чтобы их религия покорила свет, но караимизм очень быстро распространился среди народов самого различного этнического происхождения. Многочисленные общины образовались на Ближнем Востоке, в Северной Африке, в Испании, на Балканах, в Византии, в бассейнах Черного и Каспийского морей, у народов Восточной Европы — куманов (половцев) и хазар. В России учение исповедовали крымские караимы-тюрки и русские, выходцы из казачьих станиц Северного Кавказа и Астраханской губернии.
Причем власти всегда почтительно относились к караимам: например, Екатерина II после присоединения Крыма к Российской империи освободила их от уплаты введенной до этого двойной подати, которой облагались евреи, воинской повинности, а еще разрешила приобретать земли в собственность. В XIX веке в Таврической губернии караимы имели права религиозного самоуправления, подобно крымскому мусульманскому духовенству, а резиденцией гахана (главы духовенства караимов) стала Евпатория, хотя до этого она располагалась в Джуфт-кале.
Отчего такая благосклонность? Да потому что этот уникальный народ связан с выходцами из месопотамской провинции Вавилония лишь общей религией и названием — «караим», которое, вполне возможно, не имеет ничего общего с последователями Анана бен Давида. Более древнее слово «карай», как и «караим», имеет общий корень «кара», который переводится как черный, север, простой народ, а с древнетюркского языка — сильный, великий, грозный. Крымские караимы всегда были сильным народом и отличными воинами. Да и язык их относят к наиболее чистым тюркским языкам (к кыпчакской группе тюркских языков, как и близкие ему крымскотатарский, кумыкский и карачаево-балкарский). Хотя в далеком прошлом караимы письменность имели арамейскую, а впоследствии, с присоединением Крыма к России, для своего языка, очень похожего на крымскотатарский, применили кириллицу.
И уж совсем удивительно, что образ жизни древних караимов в сочетании с исповеданием Ветхого Завета в истории человечества до этого наблюдался только у хазар. Кстати, есть теория, что корни крымских караимов нужно искать в Хазарском каганате, в состав которого Крым входил в VIII — X веках и который был конгломератом различных племен и народов. В хазарских городах, в среднем течении Дона, вместе с хазарами жили славяне, кавказцы, потомки сарматов — аланы и волжские булгары, то есть представители совершенно разных антропологических типов. Неудивительно, что караимский народ собрал с миру по нитке: в этногенезе караев — кырки, узуны, найманы, кара, сары, половцы и другие тюркские племена. У них общие корни с крымскими татарами, карачаево-балкарцами, кумыками, казахами, башкирами, алтайцами.
Но несмотря на это, израильские ученые продолжают считать караимов одним из потерянных колен израильского народа. Евреи охотно принимают их в Израиле — стране, где государство не отделено от религии. Правда, сами крымские караимы исторических связей не видят, потому что считать их евреями, все равно что относить к еврейской нации христиан, которые тоже почитают Ветхий Завет. Неслучайно же Российская православная церковь всегда рассматривала караимскую религию как совершенно самостоятельную и никогда не смешивала ее с еврейской. В царской России о караимах были изданы особые законы, даже бдительная к расовому вопросу фашистская Германия не причисляла их к еврейской нации.
Вот такой необычный народ живет рядом с нами. Правда, численность его неумолимо сокращается: если в Крыму в 1800 году насчитывалось 4 тысячи караимов, к 1914-му количество возросло до 8 тысяч, то ко времени установления советской власти на полуострове было 5564 человека, а к концу 1926 года — времени расцвета общественной жизни караимов — 4213 человек. А сейчас около 800 человек. Так что нередко караимов (как и крымчаков) называют вымирающим народом. Но этого не должно произойти: история человечества не простит нам потери этой поистине уникальной культуры.

Фото: Здание кенасы в Евпатории

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Среда обитания:

 

Джеймс Петтит: «Сегодня мы говорим о полноценном консульстве в Крыму»

[1K] Политика :: Джеймс Петтит: «Сегодня мы говорим о полноценном консульстве в Крыму» На вопросы «1К» отвечает временный поверенный в делах США в Украине

1К Многих интересует, как потепление в отношениях между США и Россией, заметное в последнее время, отразится на Украине.

ДП Думаю, что на Украине...

«Нехорошая квартира» продолжает творить свои черные дела

[1K] Криминал :: «Нехорошая квартира» продолжает творить свои черные дела На свете есть такие места, которые несут в себе зло и неприятности. Например, так называемые нехорошие квартиры, где постоянно совершаются преступления. «Живет» своей черной жизнью такая квартира и в Симферополе. Она горела, в ней убивали,...

Украинских виноделов губят импорт и фальсификат

[1K] Инфраструктура :: Украинских виноделов губят импорт и фальсификат В Крыму полным ходом идет сбор урожая винограда. Однако ни виноградари, ни виноделы ему, похоже, не рады. Причина в том, что цена, по которой винзаводы могут себе позволить скупать ягоды, не покрывает производственные расходы аграриев, иначе...

Собака женского рода и пивные «истины»

[1K] Соцзащита :: Собака женского рода и пивные «истины» Наверное, кому-то кажется оригинальным и даже остроумным переходить за грани, отделяющие приличное от непристойности, беспристрастность от смакования жестокости, откровенность от религиозной или национальной нетерпимости. Может быть, не каждый...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Подсолнухи красивые, вот только зачем так кривляться и голосить
  • Кризис толкает аферистов на «тупой беспредел»
  • Зачем чумаки ездили на Крымский полуостров?
  • Грабли в политике стали гильотиной
  • Жертва уже ждала преступника в… райотделе милиции
  • Внимание: розыск!
  • В ювелирку деньги вкладывать выгодно — если правильно выбрать украшения
  • Над компроматом на «Русский блок» уже работают эксперты-графологи
  • Умереть можно не только от СПИДа, но и от... энергетического напитка
  • Шиповник — стратегическое сырье
  • Наша беда — дороги и дураки, которые идут по ним к власти
  • За спиной Богословской угадывается силуэт Куницына?
  • Задержана банда налетчиков
  • Крымчане жгли себя огнем, обнимались с питонами, играли на ложках и рюмках
  • Не власть, а «малина»
  •  
    Яндекс.Метрика