Категории
 
архив
 
286 < 287 > 288



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Современным киногероям слава Олега Стриженова и не снилась

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Современным киногероям слава Олега Стриженова и не сниласьОлег Стриженов, красавец из красавцев, и в 80 лет смотрится выразительно. Этакий постаревший романтический герой со следами пусть не врожденной, но прочувствованной породистости на лице. Характер все тот же — сложный. Все так же не торопится давать интервью и не стремится на тусовки. Сам по себе, отдельный.
Когда-то непростой характер продиктовал ему наотрез отказаться от роли Андрея Болконского в киноэпопее С. Бондарчука «Война и мир». И напрасно министр культуры Е. Фурцева лично вызывала Стриженова к себе и беседовала, убеждала. Не помогло — отказался наотрез. Еще и назло — чтобы не давили. Не согласился участвовать в пробах к фильму Г. Козинцева «Гамлет». Отправил на «Ленфильм» телеграмму о том, что на роль Гамлета не пробуют. И был, конечно, прав. Имел на это право. Это сейчас молодых актеров пруд пруди, не успеваешь запоминать имена и фамилии, а тогда он был такой один-единственный.
К Олегу Стриженову слава пришла в молодости, когда он предстал на экранах страны гордым Артуром Риваресом — легендарным Оводом. Вначале режиссер А. Файнциммер, рассматривая фотографию юного Стриженова, не был в восторге. Но когда ассистент картины поехал специально в Эстонию, где работал тогда Олег Александрович, окончивший до этого театральное училище им. Б.Щукина, и увидел его в роли Незнамова в «Без вины виноватых» А. Островского, вопрос был решен, Овод был найден.
Как он рвал страсти в этой роли, какие делал глаза, как швырял на пол пресловутый крест, порывая с продажной религией и со своим тайным отцом кардиналом Монтанелли. Кардинала играл Николай Симонов, артист просто бешеного темперамента, и папа с сыном соревновались, кто кого «переактерит». Стриженов играл не только шрам на лице своего повзрослевшего героя, но и шрам на сердце. И революция, извините, была тут абсолютно ни при чем. Вынужденное существование в мире лжи и двойной морали, необходимость скрываться, выдавать себя Бог знает за кого, невозможность любить, тяжкий крест одиночества — вот что жгло героя Войнич в исполнении молодого артиста.
Кстати, фильм снимался на Ялтинской киностудии, так что вполне можно сказать, что слава Стриженова начиналась у нас, в Крыму.
Второй удачный киновыстрел сына военного Олега Стриженова — роль военного, поручика Говорухи-Отрока в экранизации произведения Б. Лавренева «Сорок первый». Может быть, это была самая гармоничная его роль, где ему не пришлось рвать страсти по пустякам. Любопытно, что он играл беляка, хотя его отец воевал в рядах Красной армии. Одним своим присутствием на экране аристократичный белогвардеец О.Стриженова оттенял смешную и грубоватую красную Марютку в исполнении Изольды Извицкой. Дуэт, заложенный в литературной основе, точно выстраивался и на экране. Фильм Григория Чухрая был показан в Каннах. Стриженова стали называть советским Жераром Филиппом.
Как и любое другое, это сравнение сильно хромало (хромало примерно так, как герой Стриженова Овод). Жерар Филипп при всей своей романтичности был ненатужно обаятелен, улыбчив и достаточно открыт, хотя и оставлял место для грусти. Олег Стриженов при внешней романтичности был очень даже закрытым актером, смотрящим на мир отнюдь не так светло, как знаменитый французский Фанфан-Тюльпан.
С возрастом это стало очевиднее — Олег Александрович все больше становился похож на своего брата Глеба Александровича, тоже актера, который в красавцах, однако, никогда не ходил, играл все больше или отрицательные роли, или каких-то странных людей. Невозможно забыть прозрачные, водянистые глаза Глеба, но ведь у Олега, присмотритесь, они точно такие же.
Конечно, он всегда был актером-типажом. Одно время очень востребованным типажом. Роли шли обоймой. И все эпохальное, все классика. Был Петруша Гринев с хрестоматийным заячьим тулупчиком («Капитанская дочка»). Был роковой Германн из пушкинской же «Пиковой дамы», самая сложная, по признанию Стриженова, его роль. Это был фильм-опера, пел за него тенор Зураб Анджапаридзе, но Стриженову пришлось выучить всю вокальную партию, чтобы в точности соблюсти и артикуляцию, и напор страстей. Был величественный русский путешественник Афанасий Никитин («Хождение за три моря»), безусловно положительный, свой даже для специфического индийского народа.
Кстати, это был очень солидный совместный советско-индийский проект, гонорар платили в рупиях. После съемок этой картины Стриженов с оператором, совершив финансовые операции с валютой, которые были тогда строжайшим образом запрещены, укатили гулять в дальнее зарубежье. Им и это простили — была «оттепель», их носили на руках.
Стриженов был обожаем и в такой же мере капризен. Порой он срывал съемки, скандалил во время работы — часто из-за мелочей, наконец, пил — о чем сам подробно написал в своей книге «Исповедь». Многие актеры пьют — это общеизвестно, вот только далеко не все исповедуются.
Вдруг он возвращался на театральную сцену, да не какую-нибудь, его специально пригласили во МХАТ играть ведущие, гастрольные роли — Глумова («На всякого мудреца довольно простоты»), Треплева («Чайка»), Незнамова («Без вины виноватые»). Не было в огромном МХАТе такого актера! Но и там, естественно, он не ужился, тем более в этом коллективе начиналась эпоха Олега Ефремова, а Стриженова никак нельзя назвать ефремовским актером.
Периодически играл в кино — то декабриста в «Звезде пленительного счастья», то разведчика («Земля, до востребования»). Скорее, доигрывал свою тему. Один раз вернулся к собственной легенде, сыграв уже в зрелом возрасте летчика Егорова в фильме В. Ускова и В. Краснопольского «Неподсуден». Любовный треугольник — О. Стриженов — Л. Максакова — Л. Куравлев — был впечатляющим. Конечно, все козыри были на руках у Стриженова (тем более Куравлев в этом фильме был лысым). А тут — летная форма, в которой О.А.С. был совершенно неотразим. Страна снова выразила готовность его обожать. Но было уже поздно. Это был привет из его молодости, которая осталась в прошлом.
Олег Александрович Стриженов вполне спокойно ушел в историю кинематографа — место ему там давно обеспечено. Быть персонажем современного искусства он не пожелал. Рядом была третья, самая «долгая» его жена — Лионелла Скирда-Пырьева, которая до этого побывала в супругах крупного режиссера и директора «Мосфильма» Ивана Пырьева, а после кончины Ивана Александровича вспомнила, что у нее давняя взаимная любовь с Олегом Александровичем. И так бывает.
Сегодня династия Стриженовых продолжается. Нет в живых уже брата Глеба, зато заметное место в культурном пространстве занимают сын Олега Стриженова Александр и супруга сына Екатерина. Они и в телевизионных проектах участие принимают, и кино снимают (первую «Любовь-морковь», например).
Последняя заметная роль Олега Александровича в картине «Вместо меня». По сюжету парализованный герой Стриженова нанимал героя Сергея Безрукова за большие деньги с тем, чтобы тот испытал за него все те радости, которых был лишен семидесятилетний больной старик.
Нынешние гонорары Безрукова Стриженову и не снились. А Безрукову не снилась истинная слава Олега Стриженова. Пусть минувшая, но настоящая слава.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Тема номера: Тепло и горячая вода подорожают на 20%

[1K] Инфраструктура :: Тема номера: Тепло и горячая вода подорожают на 20% Крымское правительство выделило тепловырабатывающим предприятиям автономии две недели на то, чтобы рассчитать новые тарифы на услуги теплоснабжения и подачи горячей воды. Подобную спешку можно объяснить несколькими причинами: во-первых, повышением...

Качественная школьная форма не может стоить дешевле 450 грн.

[1K] Соцзащита :: Качественная школьная форма не может стоить дешевле 450 грн. Родители, составившие списки всего необходимого для школы, уже загрустили, ознакомившись с ценами этого года. Подорожало все — канцтовары, сумки и рюкзаки, обувь, одежда. Самой дорогой покупкой будет школьная форма, на которую цены подросли...

Отключать незарегистрированные мобилки начнут в 2010 году

[1K] Инфраструктура :: Отключать незарегистрированные мобилки начнут в 2010 году После 30 сентября операторы мобильной связи не будут, как планировалось ранее, отключать телефоны, не зарегистрированные в базе данных Украинского государственного центра радиочастот. Оказывается, телефонным компаниям удалось договориться с...

В конце бандитских 90-х свои начали убивать своих

[1K] Криминал :: В конце бандитских 90-х свои начали убивать своих Во время 90-х на полуострове бандиты убивали не только врагов, но и братьев по оружию. Так, летом 1999 года по приказу Бориса Майды был убит его бывший подчиненный Николай Кириленко по прозвищу Кеша. За смерть Кеши «башмаки» очень жестоко...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Пугачева хочет жить в Киеве?
  • «Новая волна» стремительно вынесла к нам Джамалу
  • «Башмаки»-диверсанты с гранатометом наперевес
  • Соседка постирала шторы вместе с чужими деньгами
  • Спасти все проблемные банки государство не сможет
  • После покушения на Япончика прольются реки крови?
  • Кто заманивает Россию в ловушку?
  • Сергей Лунин: «В ближайшее время суды Крыма ждет самая серьезная проверка»
  • Коварная экзема требует специальной диеты
  • «Региональный» список Киселева
  • Хрен — овощ жгучий и полезный
  • Мать четверых детей угрожает самосожжением — она не может вселиться в свое жилье
  • О полете в «Космос» и не только
  • Сын пошел по стопам своего отца — известного карманника
  • Новый передел топливно-энергетического комплекса
  •  
    Яндекс.Метрика