Категории
 
архив
 
284 < 285 > 286



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Возвращение доброго старого друга

/МИХАИЛ ВОЛОДИН/

[1K] Среда обитания :: Возвращение доброго старого другаДостижения цивилизации

В 2005 году по итогам опроса общественного мнения в Великобритании велосипед был признан величайшим техническим изобретением человечества начиная с 1800 года. Это средство передвижения набрало больше голосов, чем все остальные изобретения, вместе взятые. А ведь было время, когда казалось, что велосипед навсегда ушел в прошлое, но сейчас в Европе он уже начинает вытеснять автомобили.

В 1902 году один из российских журналов писал: «Двухколесный велосипед внес в прогресс человеческого передвижения вклад, который ничуть не меньше, чем паровой двигатель. Он позволил человеку при помощи только его ног достигнуть такой быстроты и легкости передвижения, о которой нельзя было и мечтать при таких маленьких затратах энергии. Велосипед возбудил много толков, привлек к себе весь культурный мир, распространился по всем закоулкам земного шара; сторонники бицикла назвали его «стальным конем» и торжественно заявили, что ему суждено вытеснить лошадь».
Кстати, в Симферополе в те годы насчитывалось свыше двухсот велосипедов, однако улицы, мощенные камнем, плохо подходили для езды на двухколесном транспорте. Поэтому несколько энтузиастов за Внешней улицей (ныне улица Маяковского) ровно сто лет назад разбили специальную площадку для катания на велосипеде. Позже на этом месте построили велотрек «Авангард», который позже был практически разрушен.

«Будет бегать и без лошади!»

Конструкция велосипеда настолько простая, что можно подумать, будто он был изобретен в глубокой древности. Но это далеко не так. Рисунок двухколесного велосипеда с рулем и цепной передачей, приписываемый Леонардо да Винчи, по мнению многих ученых, является подделкой. Таковой является и самокат графа де Сиврака образца 1791 года — это не что иное, как фальсификация французского журналиста Луи Бодри. Легендой, скорее всего, является также история о крепостном крестьянине Артамонове, который якобы сконструировал велосипед примерно в 1800 году. Согласно этой легенде, изобретатель совершил успешный пробег на своем велосипеде из уральского села Верхотурье в Москву, где продемонстрировал «диковинный самокат» императору Александру I, за что был освобожден от крепостной зависимости. Однако никаких документальных свидетельств, подтверждающих это, найти не удалось. Что касается экспоната под названием «велосипед Артамонова», который находится в музее Нижнего Тагила, то химический анализ железа позволил установить, что этот велосипед сделан не ранее 1870 года.
Судя по всему, первым отечественным велосипедом является четырехколесная «самобеглая коляска» крепостного крестьянина Леонтия Шамшуренкова. В 1752 году он написал в Сенат, что готов изготовить коляску, которая «будет бегать и без лошади хотя через какое дальнее расстояние и не только по ровному местоположению, но и к горе, буде где не весьма крутое место». Сенат дал добро, и Шамшуренков изготовил свою коляску, которая продемонстрировала замечательные ходовые качества. Однако дальше этого дело не пошло. Через три десятилетия выдающийся русский механик Иван Кулибин сконструировал и построил трехколесную «самокатку», которая имела маховик, накапливающий энергию, и устройство, с помощью которого можно было изменять скорость движения, — прообраз коробки передач. Но и на этот раз дело ограничилось лишь демонстрацией нового вида транспорта, причем вовсе не потому, что царские чиновники сплошь были ретроградами, — в условиях российского климата, дальних расстояний и разбитых дорог «самобеглые коляски» воспринимались всего лишь как игрушки.
В Европе и Северной Америке условия были другими, а потому первые самокаты вызвали волну энтузиазма. Поначалу на них ездили, отталкиваясь ногами от земли, и лишь в 1862 году 19-летнему мастеру по изготовлению детских колясок из городка Нанси (Франция) Пьеру Лалману пришло в голову оснастить переднее колесо педалями. В 1878 году английский изобретатель Лоусон снабдил конструкцию велосипеда цепной передачей. Цепь он повесил на правой стороне велосипеда по той простой причине, что джентльмены предпочитали садиться на велосипед с левой стороны — так же, как и на лошадь. К концу XIX века в Европе и Америке велосипед завоевал всеобщее признание. Достаточно сказать, что в США в 1895 году было произведено 1,25 миллиона двухколесных машин. При этом надо учесть, что все эти велосипеды были без тормозов. Они появились лишь в 1898 году — об этом позаботился слесарь из Оберндорфа (Германия) Филипп Фишер. Тогда же француз Жозеф де Менье сконструировал втулку со свободным ходом — до этого велосипедисты вынуждены были крутить колеса безостановочно.
В XX век человечество въехало на велосипеде, причем этот вид транспорта изменил мир до неузнаваемости, сделав его более стремительным и раскрепощенным. Знаменитая американская суфражистка Сюзан Энтони в 1896 году в интервью газете New York World даже заявила: «Я думаю, что велосипед сделал больше для эмансипации женщин, чем все остальное, вместе взятое. Он дает женщинам ощущение свободы и независимости. Сердце мое наполняется радостью всякий раз, когда я вижу женщину на велосипеде». Утверждается даже, что мир, пересевший с телеги на велосипед, стал куда добрее, чем прежде. Во всяком случае, на этом настаивал почтальон Печкин: «Я почему вредный был? Потому что у меня велосипеда не было!»

893 километра в год

Первым велосипедом, который по конструкции очень напоминает современный, оказался знаменитый Rover (в переводе «скиталец»). Он был сконструирован в 1884 году английским изобретателем Джоном Старли. В отличие от велосипедов системы «пенни-фартинг», у которых переднее колесо было гораздо больше заднего, Rover оснащался одинаковыми по размеру колесами и цепной передачей. К началу XX века эта конструкция стала настолько популярной, что слово Rover с тех пор во многих языках обозначает велосипед. В царской России Rover продавался за 210 рублей, что по тем временам было очень дорого. Для сравнения: средний годовой доход земского врача составлял всего лишь 600 рублей. Впрочем, в 1897 году в Риге открылась фабрика Лейтнера, которая производила два десятка моделей велосипедов: дорожные мужские и дамские, гоночные, детские, грузовые трехколесные, тандемы двух моделей, триплеты, квадриплеты и даже велосипеды с приводом посредством карданного вала. Самый дешевый рижский велосипед стоил 130 рублей. Кроме того, велосипеды производили фабрики «Дукс» (в Москве) и «Матадор» (в Ревеле).
Среди поклонников нового вида транспорта был, например, Константин Циолковский, который в 1905 году купил велосипед фабрики «Дукс» и разъезжал на нем по Калуге, пугая тамошних обывателей. А Лев Толстой в возрасте 62 лет даже получил разрешение от московского градоначальника на езду на велосипеде по Москве и был принят в почетные члены московского кружка велосипедистов-любителей. В Крыму Максимилиан Волошин имел велосипед французской фирмы Terrot. Впоследствии этот редкий агрегат был реквизирован большевиками. Почетным председателем санкт-петербургского общества велосипедной езды был великий князь Сергей Михайлович, который в 1895 году организовал первую гонку по маршруту Москва — Санкт-Петербург. Он даже рвался в ней участвовать, но его отговорили.
В ходе революции вся велосипедная промышленность России была развалена до основания. Дошло до того, что на фабрике Лейтнера, которая в 1915 году была переведена в Харьков, рабочие вынуждены были делать велосипеды из… казацких пик. В 1926 году национализированный к тому времени харьковский завод освоил модель дорожного велосипеда под названием «Украина». Эта тяжелая и очень надежная конструкция стала прообразом тех велосипедов, которые в массовом порядке производились в СССР. Однако до 50-х годов страна испытывала недостаток в велосипедах, причем стоили они недешево и наряду с наручными часами считались признаком высокого благосостояния. Нынешний канцлер Германии Ангела Меркель, которая родилась в ГДР, вспоминала, что советские солдаты из расположенной неподалеку воинской части постоянно крали у нее ве
лосипед. Советский рынок был насыщен разнообразными моделями велосипедов, включая спортивные, лишь в начале 70-х годов. «Поющие гитары» в ту пору с большим успехом исполняли песенку:
Солнце на спицах, синева
над головой,
Ветер нам в лица, обгоняем шар
земной.
Ветры и версты, убегающие
вдаль,
Сядешь и просто нажимаешь
на педаль.
А вот шлягер Барыкина «Я буду долго гнать велосипед» запоздал. К тому времени спрос на двухколесный транспорт уже падал. Народ дружно встал в очередь на приобретение автомобиля, посмеиваясь над теми, кто по старинке продолжал ездить на велосипеде. Таких с каждым годом становилось все меньше. Хотя бы потому, что правила дорожного движения запрещали велосипедистам ездить по тротуарам, а выезжать на проезжую часть в условиях интенсивного движения крайне небезопасно.
Интересно, что в те годы, когда в СССР все пересаживались с велосипедов на автомобили, в Европе и Америке происходило обратное. Сейчас самая велосипедная страна мира вовсе не Индия, не Китай и не Вьетнам, а Дания — житель этой страны проезжает за год на велосипеде в среднем 893 километра. Следом идут Нидерланды, Бельгия и Германия. Украина и другие страны мира вскоре тоже последуют по этому пути, поскольку стоимость бензина по мере исчерпания легкодоступных месторождений нефти будет возрастать по экспоненте. Пока же велосипедистам в нашей стране приходится туго, но, может быть, именно поэтому велосипед у нас — это не средство передвижения, а образ жизни.

Всегда в гору и против ветра!

В среде велобайкеров принято считать, что настоящего велосипедиста можно распознать по следующим признакам:
— велосипедист передвигается только на байке и к передвижению на задних конечностях прибегает крайне редко и с неохотой. Все особи ездят гораздо лучше, чем ходят.
— Велосипедист может слезть с байка только при поломке, падении, а также для принятия пищи, сна и для выполнения нехитрой работы с использованием примитивных орудий труда (например, компьютера). Многое из перечисленного он может делать и на байке.
— Некоторые велосипедисты не надевают пенопластовый шлем, потому что у них в голове и так пенопласт.
— Велосипедисты способны общаться друг с другом, однако их язык труднопереводим и похож на смесь тарабарского с английским. Вот фраза из их речи в русской транскрипции: «Шимано экстээр форева рулез!»
— Велосипедист всегда готов продать другому велосипедисту пару ржавых железок за 100 долларов. Велосипедист всегда имеет ящик или коробку с ржавыми железками.
— Велосипедист всегда готов рассказать, как он в прошлом году/на неделе/вчера/только что навернулся/избежал падения/задавил бабушку/облаял собаку/съехал с горки/заехал на горку/сделал тройной тулуп с переворотом, попивая при этом пивко.
— Велосипедист относится к своему байку лучше, чем к себе. Когда велосипедист падает, он старается, чтобы байк упал на него и не поцарапался.
— Засыпая, велосипедист вздрагивает и судорожно прокручивает ногами.
— Куда бы ни поехал велосипедист, это всегда будет в гору и против ветра.
Велосипедисты не понимают пешеходов, ведь гораздо удобнее сидеть, чем идти, тем более что их машина передвигается, затрачивая в четыре раза меньше энергии, чем пешеход. Велосипедисты недолюбливают и тех, кто ездит на машине, а также на мотоцикле, мопеде и прочих драндулетах, отравляющих воздух и оттесняющих байкеров в кювет. Но хуже всего велосипедисты относятся к местным властям, которые упорно не желают сделать то, что есть во всех европейских городах: велодорожки и велопарковки. Велодорожки представляют собой отделенную от проезжей части и тротуара краской (или даже бордюрным камнем) полосу движения. В некоторых особо отмороженных европейских городах на велодорожках есть даже велосветофоры. Наши чиновники по простоте душевной рекомендуют велосипедистам кататься за городом. Они, видимо, никогда не встречались лоб в лоб с камнем, летящим из-под колес встречного автомобиля со скоростью 50 км/час. Что касается велопарковки, то это всего лишь площадка с конструкциями для крепления велосипедов. По этому признаку легко узнать, насколько государство заботится о здоровом образе жизни своих граждан.
Велотрек в Симферополе был едва ли не последним местом, где крымские велосипедисты на протяжении последних ста лет могли чувствовать себя в безопасности. Сейчас на этом месте предполагается строительство спортивного комплекса с крытым велотреком, а также весьма прибыльные объекты — пятизвездочный отель, торгово-развлекательная зона и элитный паркинг. Думается, с них и начнут реконструкцию, а вот будет ли когда-нибудь построен велотрек, бабушка надвое сказала — в Донецке и Феодосии это сделать не удалось. Да и для фешенебельной гостиницы место рядом с рынком явно неподходящее. А ведь высказывались предложения построить спортивный комплекс в живописном месте ближе к черте города, а саму площадку оставить велобайкерам. Пусть бы они там проложили не только дорожки, но и, например, полосу препятствий, не все же им ездить по скамейкам, бордюрам и перилам.

Фото: Скульптура Ефима Артамонова, которому приписывают изобретение велосипеда, г. Екатеринбург

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Среда обитания:

 

На будущей неделе на полуостров привезут дешевый сахар

[1K] Соцзащита :: На будущей неделе на полуостров привезут дешевый сахар В стремительно дорожающей продуктовой корзине сахар, пожалуй, можно считать одним из лидеров. С начала года его стоимость выросла в Украине с 3,5 грн. за килограмм до 6 грн. Сбить сахарный ажиотаж власти собираются продажами запасов Аграрного...

Василий Шукшин: невысказанная боль страны

[1K] Телемир :: Василий Шукшин: невысказанная боль страны Каким видится Василий Шукшин теперь, спустя 80 лет со дня его рождения, спустя 35 лет с тех пор, как умер? Бесспорно, личность своеобразная, выламывающаяся из всех стандартов. Человек, сделавший себя сам, пробившийся сквозь Алтай, тяжелое детство,...

Керченский «Фрегат» стал «Летучим голландцем»

[1K] Инфраструктура :: Керченский «Фрегат» стал «Летучим голландцем» Пока идет сражение за имущество судоремонтного завода, на нем гибнут люди


Всех работников керченского судоремонтного завода «Фрегат» уволили 14 июля. Этот день оказался отмечен еще и трагедией — сорвался с высоты и разбился...

Тема номера: Газ для населения все-таки подорожает с 1 сентября на 20%

[1K] Инфраструктура :: Тема номера: Газ для населения все-таки подорожает с 1 сентября на 20% На минувшей неделе Нацкомиссия регулирования электроэнергетики официально подтвердила, что повысила цены на газ. Это значит, что населению придется платить за голубое топливо на 20% дороже уже с сентября, а теплокоммунэнерго с 1 октября 2009 года....

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Писанка похудела и стала меньше интересовать зрителей
  • Бабушкины рецепты
  • «Башмаковские» разборки: «крысы» сделали Кастрюлю крайним
  • Меджлис уходит от Ющенко к Тимошенко?
  • Подземные тайны раскрывает магниторазведка
  • Кто и почему убил Наталью Эстемирову?
  • Тема номера: В Крым едут почистить ауру и поговорить с космосом
  • Национальные традиции дорожного движения
  • Дурманящий запах свободы, или Снова за решетку
  • Компания «Стар-строй» оказалась Киселеву не по зубам
  • Чтоб ты жил на одну зарплату!
  • Государство загнало игорный бизнес в подполье
  • Диагностика по пульсу: «компас в море болезней»
  • Кобзон будет учить пению Жириновского?
  • Для воров наконец-то наступили тяжелые времена
  •  
    Яндекс.Метрика