Категории
 
архив
 
283 < 284 > 285



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Национальные традиции дорожного движения

/ЕВГЕНИЙ КНЯГИНИН/

[1K] Среда обитания :: Национальные традиции дорожного движенияГримасы современности

Для того чтобы лучше узнать чужую страну и уровень культуры ее граждан, обычно рекомендуется всего лишь понаблюдать за тем, как в этой стране организовано дорожное движение и как работает дорожная полиция. Часто высказывается мнение, что Украина в этом отношении отстает от передовых стран мира, причем потому, что нашей стране приходится отказываться от традиций, которые складывались веками.

Почему-то в Европе водителям, как правило, не приходит в голову, что можно проехать на скорости через населенные пункты и жилые кварталы, не уступить дорогу пешеходу, даже если он переходит ее в неположенном месте, припарковаться на газоне, выбросить на ходу из машины окурки и прочий мусор. Отчего же у нас все это в порядке вещей?

«Гордый, черный демон бури»

Распространена версия, что пренебрежение правилами дорожного движения — это чуть ли не наша национальная традиция, ведь еще Николай Васильевич Гоголь писал: «Какой русский не любит быстрой езды!»
В Европе традиции действительно складывались совсем другие. Почему, например, в 1756 году в Англии было введено левостороннее движение по лондонскому мосту? Всего лишь потому, что конные экипажи преимущественно ездили по левой стороне дороги, чтобы кучер не мог случайно задеть хлыстом прохожего, идущего по тротуару.
Примерно в это же время в России императрица Елизавета Петровна издала официальный указ о введении правостороннего движения, поскольку было совершенно очевидно, что пешеход является человеком низшего сословия, которого не мешает лишний раз огреть хлыстом или облить грязью. Ничего страшного не произойдет, даже если «птица-тройка» зашибет или задавит зазевавшегося крестьянина или мещанина — они на Руси не переводятся.
Наступление автомобильной эры в России было ознаменовано «Песней о буревестнике», которую Максим Горький посвятил грядущей революции. Давайте попробуем перенести горьковские метафоры на улицы того времени. Кто такой «глупый пингвин», который «робко прячет тело жирное в утесах»? Конечно, пешеход-безлошадник, боязливо выглядывающий из подворотни, не мчится ли по улице «птица-тройка» местного купца первой гильдии или, того хуже, автомобиль генерал-губернатора. А кто такие гагары, которым «недоступно наслажденье битвой жизни»? Видимо, извозчики и велосипедисты, передвигавшиеся чуть быстрее пешехода. Что касается главного героя «Песни о буревестнике», то здесь все предельно ясно:
Вот он носится, как демон — гордый, черный демон бури!
Это было очень похоже на автомобили, которые поначалу были преимущественно черного цвета. А их бесшабашные водители относились к пешеходам и гужевому транспорту с нескрываемым презрением.
Эта традиция сохранилась и поныне. Если в Европе все участники дорожного движения равноправны, то у нас существуют четкие градации. Пешеходы, которым отведены узкие разбитые тротуары и сырые подземные переходы, — это люди третьего сорта. Владельцы отечественных автомобилей и подержанных иномарок, для которых существуют обочины и проселочные дороги, идут вторым сортом. Проспекты и автомагистрали предназначены для шикарных лимузинов, владельцы которых, будучи «буревестниками», могут не утруждать себя соблюдением правил дорожного движения.

Чем «копейка» отличается от «ягуара»?

В ПДД первым пунктом так и следовало написать: «На дороге прав тот, у кого больше прав». А то новички путаются. К примеру, пешеход-новичок уверен в том, что если он идет по «зебре» да еще на зеленый сигнал светофора, то сбить его никак не могут. Он и не подозревает о том, что, согласно статистике, «зебра» — это самое опасное место на дороге. Доверять светофору — это все равно что верить прогнозу погоды. А вот опытный пешеход смотрит не на светофор, а на машины. Попробуй потом докажи, что ты шел на зеленый свет. И опытный водитель «Запорожца», даже если он едет по основной дороге, всегда заметит и пропустит иномарку, вылетевшую невесть откуда. Он знает, что в случае столкновения виноват окажется именно он. На этот счет есть много историй, которые, может, и придуманы, но вполне реальны. Вот одна из них.
Однажды в Киеве «мерседес» въехал в трамвай, причем тот даже не шелохнулся, а хваленая иномарка отскочила от него, как от стенки. Опытному сотруднику ГАИ достаточно было одного взгляда, чтобы определить, кто является виновником ДТП, — он перекинулся парой фраз с владельцем «мерседеса» и подошел к водителю трамвая:
— Ну, рассказывай.
— Что рассказывать-то?
— Как обгонял, как подрезал.
А в Москве в середине 90-х годов рассказывали уже не анекдот, а реальный случай, впрочем, быстро ставший анекдотом. Водитель «копейки» зазевался и помял задний бампер «хонды». Прикинув, во что ему обойдется ремонт иномарки, он, понурив голову, так и остался сидеть в своей машине. Из «хонды» тем временем вышла яркая блондинка, которая принялась названивать мужу по мобильному телефону. Тот первым делом ее спросил:
— Какой у него автомобиль?
Дама, которая не в состоянии была отличить «Камаз» от «Запорожца», переадресовала этот вопрос водителю «копейки». Смекнув, что к чему, он ответил:
— «Ягуар».
После минутного замешательства (на «ягуарах» в те времена ездили разве что воры в законе) ее муж внятно сказал жене:
— У него есть к тебе претензии? Нет? Тогда вали оттуда по-быстрому, чтобы тебя на счетчик не поставили!
С другой стороны, стоит ли нам смешить весь цивилизованный мир, сохраняя средневековые традиции? Кто должен следить за неукоснительным соблюдением правил дорожного движения, в которых нет ни слова о привилегиях владельцев дорогих автомобилей? Сотрудники ГАИ, отношение к которым в народе, прямо скажем, далеко не самое благоприятное. Утверждается даже, что добрая половина украинских гаишников берет взятки. А злая половина при этом еще и права отбирает. В свою очередь, сотрудники ГАИ доказывают, что, если бы им разрешили, как советовал Петр I, «бить кнутом прилюдно за лихую езду», тогда бы все по струнке ходили. Вернее, ездили. Вот, например, дорожной полиции в Рио-де-Жанейро разрешено применять к тем, кто нарушает правила парковки автомобиля, очень эффективную меру наказания. Если машина оставлена в неположенном месте, полицейские наклеивают на лобовое стекло плакат, гласящий: «Здесь стоянка запрещена!!!» Соскоблить этот плакат со стекла можно только после 3 — 4 часов усиленной работы.
Но у нас подобные меры вряд ли могут быть использованы. Весной в Николаевской области инспектор ГАИ вел на трассе скрытое видео-фотонаблюдение с применением устройства «Визир». Рядом с ним остановился «мерседес», из которого вышли трое мужчин. Они избили инспектора, отобрали у него цифровую видеокамеру Samsung, мобильный телефон и ключи от автомобиля. Их удалось задержать, причем выяснилось, что все они из Крыма. Инспектор с диагнозом «ушиб головного мозга и рубленые раны головы» попал в больницу. Однако прокуратура приняла решение освободить крымчан из-за отсутствия в их действиях состава преступления.
А помните, как спикеру Верховной Рады Яценюку перегородили дорогу да еще продемонстрировали оскорбительный жест? Яценюк потом жаловался журналистам: «Со временем я спрашиваю: какова судьба того водителя? А мне говорят: «Все нормально, отпустили его, он на донецких номерах, он документов не показал». Получается, есть первый сорт транспортных средств, а есть еще и высший.

Заботливый Никита Хрущев

У Сергея Михалкова в замечательной детской поэме под названием «Дядя Степа» есть такие строки:
Возле площади затор —
поломался светофор:
Загорелся желтый свет,
а зеленого все нет...
Сто машин стоят, гудят,
с места тронуться хотят.
В советские времена водители, конечно, были знакомы с правилами проезда нерегулируемого перекрестка. Но ждали они вовсе не светофора, а указаний сотрудника ОРУД, основная обязанность которого состояла вовсе не в регулировании уличного движения, а в обеспечении беспрепятственного проезда партийных и правительственных чиновников. Пересечь дорогу кортежу Сталина или ег
о соратников было равносильно самоубийству. Охранник Сталина Николай Шишкин вспоминал, как в середине октября 1941 года правительственный кортеж выехал из Москвы по рязанскому шоссе, по которому жители столицы покидали город: «Машина шла ровно и быстро, не сворачивая, не замедляя ход и сбивая зазевавшихся или не успевших отпрянуть пешеходов. Останавливаться или замедлять ход не позволялось даже по просьбе Сталина, так как за движение по маршруту отвечала служба охраны».
С наступлением «оттепели» правила езды первых лиц по стране практически не изменились. Правда, когда кортеж Хрущева сбил насмерть на одной из загородных трасс человека, Никита Сергеевич приказал построить в этом месте пешеходный мостик. Позаботился о народе.
Крымские водители со стажем еще помнят автомобильные пробки, когда в Симферополь прилетали члены Политбюро ЦК КПСС, — тогда ялтинская трасса перекрывалась на несколько часов, особенно если Брежнев изъявлял желание сесть за руль. Сейчас, конечно, времена другие. Мигалки, к примеру, запрещены. Но как свидетельствует история, случившаяся в Николаевской области, спецавтомобили, которые нельзя не только останавливать, но даже фотографировать, никуда не исчезли.
Гаишникам вообще можно посочувствовать, ведь стоит им один раз ошибиться — и вся карьера коту под хвост. В России до сих пор большой популярностью пользуется анекдот, который с небольшими вариациями рассказывается уже на протяжении полувека.
«Останавливает сотрудник ГАИ автомобиль, представляется и говорит:
— Ваши права.
Девушка, сидящая за рулем, звонит по телефону:
— Вовочка, ты мне машину подарил, а тут еще какие-то права требуют.
Гаишник берет у нее трубку:
— Вовочка, ты своей девушке права не забыл купить?
Из трубки слышен до боли знакомый голос:
— Кому Вовочка, а кому Владимир Владимирович!»

Злостный нарушитель Карл XVI Густав

А вот в Европе в этом отношении все иначе. В Британии даже нет единой дорожной полиции! Каждое графство само решает, содержать ли ему на деньги налогоплательщиков такую службу. Зато если ее создают, то сотрудников наделяют такими правами, которые и не снились нашим гаишникам. Они, например, могут и обязаны остановить кортеж британского премьер-министра, если тот нарушил правила. А вот перекрывать дорогу ради проезда большого чина они не вправе — такая мера считается покушением на неотъемлемые права граждан.
Впрочем, сами чиновники на спецпроезд и не претендуют. Был случай, когда ее величество опоздала на военное авиашоу из-за того, что монарший лимузин не мог без нарушения правил обогнать учебный автомобиль. Нужно было всего-то пересечь сплошную линию разметки. И между прочим, британские генералы не стали задерживать начало авиашоу!
Вообще, кортежи президентов, премьеров и прочих вельмож с мигалками и цветомузыкой можно увидеть лишь на просторах СНГ. В Европе это не принято. Когда президент Финляндии Урхо Калева Кекконен застрял в автомобильной пробке, то на вопрос, почему он не воспользовался услугами дорожной полиции, ответил: «Я же стоял там не один, а со своими избирателями». Кортеж британского премьер-министра состоит, например, из двух автомобилей и четырех мотоциклов, причем сопровождение мотоциклистов предусмотрено только в тех случаях, когда премьер-министр едет по служебным делам. Движение для кортежа специально не перекрывается. Лидер консерваторов и будущий премьер-министр Джеймс Камерон вообще всем видам транспорта предпочитает велосипед.
Еще более обескураживает то, что государственных деятелей по всему миру не только останавливают, но и штрафуют. Недавно королю Швеции Карлу XVI Густаву и его дочери принцессе Мадлен были выписаны штрафы за неправильную парковку автомобилей в центре Стокгольма. А в Новой Зеландии водитель и охранники премьер-министра Хелены Кларк были привлечены к суду за превышение скорости. Премьер попыталась их оправдать, ссылаясь на то, что она опаздывала на самолет, но ей популярно объяснили, что конституция не наделяет ее правом нарушать закон и подвергать сограждан опасности. Хелена Кларк сочла за лучшее публично извиниться и пообещать впредь вести себя, как и подобает государственному чиновнику.
Те, кто утверждает, что в Европе все водители как один соблюдают правила дорожного движения, в том числе с улыбкой пропускают пешеходов, не совсем правы. Во Франции или Италии пешехода, переходящего дорогу в неположенном месте, водители пропустят, но скажут ему все, что о нем думают. У нас, кстати, тоже все идет к этому. Даже анекдоты уже появляются на эту тему.
«Высовывается «буревестник» из окна своего лимузина и кричит незадачливому пешеходу: «А для вас, козлов, подземные переходы построены!» Приходит этот пешеход домой и говорит жене: «Все-таки зря богатых ругают. Ко мне один только что обратился по фамилии и на вы…»

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Среда обитания:

 

«Башмаковские» разборки: «крысы» сделали Кастрюлю крайним

[1K] Криминал :: «Башмаковские» разборки: «крысы» сделали Кастрюлю крайним Какой бы мощной ни была ОПГ «Башмаки» и какими бы беспощадными — ее лидеры, тем не менее у этой банды было не все так гладко. Находились в этой «семье» отчаянные и жадные до денег, которые даже перед страхом смерти запускали свои шаловливые...

Кобзон будет учить пению Жириновского?

[1K] Звездопад :: Кобзон будет учить пению Жириновского? 71-летнему певцу Иосифу Кобзону сделали операцию в Российском онкологическом научном центре. По словам жены Кобзона Нелли, на данный момент он чувствует себя хорошо.
СМИ не раз писали, что у Кобзона большие проблемы со здоровьем. Вот уже...

Жизнь мамы девочек-двойняшек зависит от доброты крымчан

[1K] Жизнь :: Жизнь мамы девочек-двойняшек зависит от доброты крымчан Вряд ли найдется человек, который бы в детстве и юности не мечтал о какой-то особенной, яркой, удивительной жизни, — и каждый из таких мечтателей годы спустя понимал, что на свете нет ничего лучше самого незамысловатого счастья: дом, семья, дети....

Тема номера: В Крым едут почистить ауру и поговорить с космосом

[1K] Соцзащита :: Тема номера: В Крым едут почистить ауру и поговорить с космосом Если у вас пропадает прямая связь с космическим разумом, аура потускнела, а энергия кундалини не желает подниматься вверх по позвоночнику — может быть, пора отправляться в путешествие? Среди множества специализированных туров в Крыму в последние...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Убийство Вишни и Кривоножки — дело рук «башмаков»
  • Смертельная драка за гриб, исцеляющий импотенцию
  • Сказки, за которые придется отвечать по закону
  • Бесплатные звонки мобильной связи исчезнут
  • Китай стоит на пороге распада?
  • Наталья Тенякова никогда не была тенью главного мужчины своей жизни
  • Кукуруза и ее масло — любимые продукты долгожителей
  • Туристу в Крыму бесплатно можно только дышать. Пока
  • Умер Павел Смеян
  • Тема номера: Если завтра вас задавит танк — это будет бытовая травма
  • Гримасы эпохи монументальной пропаганды
  • Не станьте жертвой гор: сезон падений со скал в разгаре
  • В Приморском владелец пансионата самовольно… засыпает озеро Аджиголь
  • Война за собственность профсоюзов
  • В Крыму обещают аграрные бунты
  •  
    Яндекс.Метрика