Категории
 
архив
 
283 < 284 > 285



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

«Бабушка русского Штирлица» Татьяна Михайловна Лиознова

/АРТУР МАКАРОВ/

Грешно не написать о юбилее этой уникальной женщины. Женщин-режиссеров мало, тем более хороших. Очень хороших очень мало. И это не мужской шовинизм. Это факт.
Уникальной женщине, талантливому режиссеру Татьяне Михайловне Лиозновой нынче 85. Таких, как она, единицы. Телевидение и кино до сих пор до хрипоты спорят, кому все-таки принадлежит Лиознова — большому экрану или малому. За большой экран говорят «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал». За маленький — «Семнадцать мгновений весны» и «Мы, нижеподписавшиеся». Телевидение все же в выигрыше — такой успех, как у «Семнадцати мгновений», достается далеко не всем.
Татьяна Лиознова — маленькая женщина с железным характером. Этот характер закалялся при помощи отличных учителей — Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Профессию Лиознова знала хорошо, была умна и принципиальна, и если нечего было, по ее мнению, снимать, то ничего и не снимала. Включалась в творческий процесс только когда понимала: не снимать нельзя.
Да, у нее мужской характер. Она обожала водить автомобили, и неслучайно один из самых замечательных ее киногероев — шофер в «Трех тополях на Плющихе» в ошеломляюще талантливом исполнении Олега Ефремова. Правдивейший Ефремов, не просто замечательно сыгравший, но сыгравший именно шофера от и до, до начала съемок вообще не умел водить машину. Ничего, глядя на Лиознову, научился.
Как она умела работать с актерами (пишу в прошедшем времени, потому что сегодня и здоровье не позволяет Татьяне Михайловне заниматься режиссурой, да и желания уже нет)! Артисты, снимавшиеся у нее, неизменно становились лучшими из лучших. И Татьяна Доронина («Три тополя на Плющихе»), и Ирина Муравьева («Карнавал») становились самыми-самыми актрисами года по очень авторитетному опросу журнала «Советский экран». Что же тогда говорить о Вячеславе Тихонове? После роли Штирлица в него на долгие годы влюбилась вся советская страна, его персонаж стал героем анекдотов, римейков, это имя стало нарицательным, его не прочь были видеть президентом России (опять же по какому-то социологическому
опросу 90-х годов).
А как трепетно работала Лиознова со всеми исполнителями в «Семнадцати мгновениях»! Это ж надо так тонко чувствовать актеров, разглядеть в Олеге Табакове иезуитскую улыбочку Шелленберга, а в душевнейшем Льве Дурове — милое скотство провокатора Клауса. А так подать Екатерину Градову — радистку Кэт. Ни до ни после у Градовой и близко не было такой роли. И Ростислав Плят был на месте, и Евгений Евстигнеев. А бессловесная жена Штирлица в исполнении Элеоноры Шашковой, жена, которой не было ни в романе, ни в сценарии. Это же надо почувствовать, это же надо придумать и осуществить. А открытие Леонида Броневого, ставшего мегазвездой после роли Мюллера, — и вовсе отдельный разговор.
Конечно, это одно из главных ее достижений, одна из главных побед, одержанных достаточно неожиданно. Так угадать с Броневым — малоизвестным театральным артистом, чувствовавшим себя на съемочной площадке беспомощно, постоянно выпадавшим из кадра и после каждого дубля спрашивающим: «Ну как я сыграл?» Гениально сыграл чудесного гестаповца, страшного и смешного одновременно. Как неповторимо он потирает затылок, как подергивает головой и шеей из-за тесного мундира, сшитого на размер меньше, как смотрит из-под очков. Смотрит в упор на своего первого настоящего кинорежиссера — Татьяну Лиознову, сделавшую из него звезду.
Дело режиссера, как и футбольного тренера, грамотно подобрать игроков и правильно их расставить. Лиознова в полной мере владела этим искусством, политикой кнута и пряника, и ее кнут порой оказывался для подчиненных слаще пряника, потому что они понимали: эта маленькая женщина знает, чего хочет, и знает, как этого добиться.
Она лишена была женского счастья, хотя в нее влюблялись и Константин Симонов, и Арчил Гомиашвили, и многие другие. Но против отношений с Симоновым возражала мама, а с Гомиашвили не сложилось. И он обиделся, потому что претендовал не только на расположение Лиозновой, но и на роль Штирлица в «Семнадцати мгновениях весны». Однако Татьяна Михайловна наступила на горло собственной песне и отдала эту роль тому единственному, которому и нужно было ее отдать.
А влюбленность… Она в полной мере проявилась в режиссуре — в пахмутовской «Нежности» в неповторимом исполнении Татьяны Дорониной, в молчаливом свидании Штирлица с женой, в страстных вокально-хореографических монологах «карнавальной» Ирины Муравьевой.
Сегодня Татьяна Лиознова не сдается — несмотря на болезни, пытается оставаться на высоте, идеально следит за собой, пытается понять, что же происходит в сегодняшней жизни. Вот ее «Семнадцать мгновений» раскрасили. Другая бы обиделась, ворчала бы по-старчески. А Лиознова, маленькая мужественная женщина, нашла в себе запасы мужества и одобрила эту затею. Да еще и пожалела нынешнее молодое поколение — они, бедненькие, видите ли, не привыкли смотреть черно-белое кино.
Ничего бы с ними, нашими дорогими молодыми, не случилось бы, если бы посмотрели. Но «бабушке русского Штирлица» виднее, каким должен быть ее самый знаменитый герой — цветным, черно-белым или серо-буро-малиновым.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Подземные тайны раскрывает магниторазведка

[1K] Жизнь :: Подземные тайны раскрывает магниторазведка Слова «заглянуть под землю» сегодня не звучат странно. Действительно, а что здесь такого, ведь с помощью обычного металлоискателя можно нашарить на глубине от нескольких сантиметров до метра хоть монетку или крышку от пивной бутылки, хоть...

«Башмаковские» разборки: «крысы» сделали Кастрюлю крайним

[1K] Криминал :: «Башмаковские» разборки: «крысы» сделали Кастрюлю крайним Какой бы мощной ни была ОПГ «Башмаки» и какими бы беспощадными — ее лидеры, тем не менее у этой банды было не все так гладко. Находились в этой «семье» отчаянные и жадные до денег, которые даже перед страхом смерти запускали свои шаловливые...

Кобзон будет учить пению Жириновского?

[1K] Звездопад :: Кобзон будет учить пению Жириновского? 71-летнему певцу Иосифу Кобзону сделали операцию в Российском онкологическом научном центре. По словам жены Кобзона Нелли, на данный момент он чувствует себя хорошо.
СМИ не раз писали, что у Кобзона большие проблемы со здоровьем. Вот уже...

Тема номера: В Крым едут почистить ауру и поговорить с космосом

[1K] Соцзащита :: Тема номера: В Крым едут почистить ауру и поговорить с космосом Если у вас пропадает прямая связь с космическим разумом, аура потускнела, а энергия кундалини не желает подниматься вверх по позвоночнику — может быть, пора отправляться в путешествие? Среди множества специализированных туров в Крыму в последние...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Убийство Вишни и Кривоножки — дело рук «башмаков»
  • Смертельная драка за гриб, исцеляющий импотенцию
  • Сказки, за которые придется отвечать по закону
  • Бесплатные звонки мобильной связи исчезнут
  • Китай стоит на пороге распада?
  • Наталья Тенякова никогда не была тенью главного мужчины своей жизни
  • Кукуруза и ее масло — любимые продукты долгожителей
  • Туристу в Крыму бесплатно можно только дышать. Пока
  • Умер Павел Смеян
  • Тема номера: Если завтра вас задавит танк — это будет бытовая травма
  • Гримасы эпохи монументальной пропаганды
  • Не станьте жертвой гор: сезон падений со скал в разгаре
  • В Приморском владелец пансионата самовольно… засыпает озеро Аджиголь
  • Война за собственность профсоюзов
  • В Крыму обещают аграрные бунты
  •  
    Яндекс.Метрика