Категории
 
архив
 
274 < 275 > 276



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Он завещал нам мудрую улыбку барона Мюнхгаузена

[1K] Звездопад :: Он завещал нам мудрую улыбку барона МюнхгаузенаЗнали, что он болен тяжело, неизлечимо. Все правильные слова о том, что организм будет сопротивляться, что все еще можно поправить, были всего лишь словами. Все всё понимали. Понимал и он сам. Но что еще можно было делать, если не произносить слова поддержки. Хотя они, конечно, не помогли.

Болезнь была скоротечной и беспощадной

Смерть Олега Янковского стала еще и скорбным шагом к прощанию с блестящим поколением московского Ленкома, с тем поколением, благодаря которому театр Марка Захарова стал самым ярким и популярным вначале в СССР, а затем и на постсоветском пространстве. Кошмарная авария и болезнь Николая Караченцова, смерть Александра Абдулова, теперь — кончина Олега Янковского. Абдулов не дожил до 60, Янковский — до 70 (65 — разве это возраст для мужчины и актера?).
Им, видимо, не дано было состариться. Они должны были остаться в памяти своих зрителей если и не молодыми, то не постаревшими — это уж точно. Неслучайно театр, который принес им славу и которому принесли славу они, называется Ленком, то есть театр имени Ленинского комсомола, а преклонный возраст и комсомол — понятия плохо сопоставимые.
Как благородно уходил Олег Янковский (как ни странно, но уходят из жизни люди тоже по-разному, хотя уход, кажется, всех уравнивает). Немногословно, без истерии средств массовой информации, без сплетен и сенсаций, когда каждое мгновение умирающего становится всего лишь бесстрастным новостным фактом. Янковский был огражден от этой истерии, он уходил так, как понимал, уходил так, как мог.
Пытался лечиться, хотя уже было поздно — болезнь сразила актера мгновенно и беспощадно. Пытался выходить на сцену до последнего — и выходил. Сыграл все-таки своего Жевакина в «Женитьбе», когда уже, кажется, не мог играть. И уже замена была подготовлена, Дмитрий Певцов знал роль, но Янковский все равно вышел и сыграл, как и обещал. Кому обещал — да никому. И вместе с тем всем — нам, зрителям, театру и самому себе.

В своих ролях он сумел выразить целое поколение

Как объяснить молодым, кем был для нас Олег Янковский? Да никак. Молодые — хорошие. Они поверят нам на слово. Они знают Янковского разве что колоритным папашей из недавних «Стиляг» Валерия Тодоровского. Им не дано было знать Янковского молодым саратовским актером из театральной семьи, счастливо попавшимся на глаза вначале кинорежиссеру Владимиру Басову, а затем режиссеру театральному — Марку Захарову. Юный Янковский в ладно сидящей немецкой форме блистательно вошел в наше киноискусство и наше сознание, сыграв Генриха Шварцкопфа в 4-серийной эпопее «Щит и меч».
А чуть позднее весьма органично сменил эту форму на простую гимнастерку красноармейца времен Гражданской войны — и выдал замечательную, почти бессловесную роль Некрасова в картине «Служили два товарища». А дальше пошло-поехало.
В Ленком Олег Янковский попал благодаря рекомендации Евгения Леонова, с которым снимался в картине «Гонщики». Он пришел в этот театр вместе с Марком Захаровым, полным надежд и творческих планов. И в самом первом захаровском спектакле — «Автоград-ХХI» он оказался тем самым артистом, которого Захаров поместил в центр спектакля. Кроме Янковского, в этой постановке было разве что много шума, много музыки и света и много актеров, выдававших массовую энергетику. На сцене активно строили новую жизнь. Захаров, Янковский и их коллеги с тем же блеском в глазах строили новый театр — Ленком.
С тех пор Янковский оказался связанным с Захаровым одной цепью. Марк Анатольевич не занимал его в каждом своем спектакле, но всегда доставал из колоды в нужный момент как козырной туз. А в телевизионном кино и вовсе без него не мог — отдавал ему самые лучшие, центральные роли в самых главных, программных своих фильмах, начиная «Обыкновенным чудом» и заканчивая «Убить дракона». Потрясающая амплитуда — от мудрого мужественного волшебника к многоликому воплощению зла. И объединяла все это улыбка Олега Янковского.
Театральное лицо Олега Янковского — это лицо Гамлета, Ленина и Петра I. Внешнее сходство, вернее, несходство с вождем мирового пролетариата или тем, кто собрался прорубить окно в Европу, не имело никакого значения. Отточенная мысль, взрыв темперамента, такие говорящие глаза — вот что играло главную роль. Вот почему артисту верили безгранично.
В кино он внушал доверие и в роли нашего современника — запутавшегося, завравшегося, спившегося, потерявшего, казалось бы, все, но не потерявшего наивного желания когда-нибудь воспарить в небе как птица. Наяву — или хотя бы во сне. Янковский сумел выразить поколение — далеко не каждому актеру это дано.
А еще Янковский мог быть писаным красавцем, обязательно в белом и с волнующей растительностью на лице. Головной убор тоже был не лишний. Верить подобным неотразимым мужчинам нельзя — поматросят и бросят под аккомпанемент цыганского ансамбля песни и пляски или под звуки шлягерного вальса композитора Доги. Но фильм «Мой ласковый и нежный зверь» запомнился прежде всего благодаря Янковскому.

Человек и актер с особенным лицом

Янковскому повезло — он был востребован во все времена. Даже в поздний период у него были замечательные роли — в «Любовнике» Валерия Тодоровского, в сериале «Доктор Живаго», в картине Павла Лунгина об Иване Грозном, которую только что показали в Каннах. Вскоре мы увидим его Каренина в «Анне Карениной» Сергея Соловьева. Но мы так и не увидим его чеховского Гаева в постановке «Вишневого сада», которая готовится в Ленкоме. Конечно же, именно он репетировал Гаева, а кто же еще — с его врожденным аристократизмом до кончиков пальцев, с его особым, породистым лицом.
Лицо Янковского — это лицо режиссеров, с которыми он работал, лицо Романа Балаяна, Эмиля Лотяну, Евгения Карелова. Это и лицо Андрея Тарковского. Янковский был его актером. Их не рассорило даже то, что, ставя в Ленкоме «Гамлета», Тарковский отдал главную роль Солоницыну, хотя обещал ее Янковскому (Олег Иванович сыграл Гамлета позднее, в спектакле Глеба Панфилова). Все равно режиссер и актер сохранили тягу к сотрудничеству. После «Зеркала» была «Ностальгия», и режиссер просил артиста немного похудеть. «Куда еще?» — взмолился и так нетолстый актер.
Когда болезнь стала прогрессировать, Янковский действительно сильно похудел. И в «Стилягах», и в «Женитьбе» было заметно — с актером что-то происходит. Хотя даже эту свою болезненную худобу Янковский использовал в «плюс» для образа — его моряк Жевакин был каким-то абсолютно высушенным, а густые, растущие как попало брови были тем самым штрихом,
который все завершал.
Как хочется обойтись сегодня без громких эпитетов. Конечно, сейчас Янковского многократно назовут выдающимся, гениальным, последним народным артистом СССР и так далее, и тому подобное. Куда важнее то, что он действительно был особенным. По особому смотрел, по особому курил трубку. По особому любил и ценил свою семью — супругу Людмилу Зорину, которая решилась в этой жизни уйти на второй план, хотя в Саратове была ведущей актрисой, подающего надежды сына Филиппа, совсем юное поколение Янковских.
В эти дни о смерти Янковского все расскажут, все напишут, все покажут. Уверен, что абсолютно все ведущие телеканалы дадут ремарку из «Того самого Мюнхгаузена»: «Улыбайтесь, господа, улыбайтесь!..»
Как-то совсем не хочется в эти печальные дни улыбаться, но что же делать, если эту улыбку завещал нам сам Олег Янковский.

комментариев:2   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Джексон жив. И кажется, здоров

[1K] Звездопад :: Джексон жив. И кажется, здоров Британская газета The Sun распространила информацию о том, что у Джексона обнаружены "раковые пятна на коже тела и клетки, которые могут превратиться в рак кожи на его лице". Представитель короля поп-музыки Майкла Джексона заявил, что сообщения о...

Достопримечательности полуострова заметно подорожали

[1K] Соцзащита :: Достопримечательности полуострова заметно подорожали Даже безмятежная курортная жизнь требует разнообразия, поэтому летом таким спросом пользуются у отдыхающих экскурсии, а музейные залы наполняются посетителями. Нет такого региона в Крыму, где вообще нечего посмотреть, тем более что в последние...

Позвоночник нуждается в здоровом образе жизни

[1K] Здоровье :: Позвоночник нуждается в здоровом образе жизни Если раньше считалось, что проблемы с позвоночником — удел старых людей или тех, кто подвергается слишком большим физическим нагрузкам, то в последние десятилетия заболевания этой системы явно помолодели. Зачастую проблемы с позвоночником...

Депутата по кличке Штирлиц зарезал в камере СИЗО восточный человек

[1K] Политика :: Депутата по кличке Штирлиц зарезал в камере СИЗО восточный человек Депутат Железнодорожного райсовета Симферополя Алексей Исаев, больше известный как знатный «сейлемовец» по кличке Штирлиц, погиб от рук сокамерника, ударившего его заточкой-самоделкой. Иначе как злым роком эту смерть не назовешь. Дело Исаева уже...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Лимон, чеснок и мед — средство от стенокардии
  • От вредителей и болезней: медный купорос или замазка
  • Букина изменилась до неузнаваемости
  • Брэд и Анджелина разводятся?
  • Волшебный чай из лепестков акации и цветков шиповника
  • В этом году 18 мая станет рекордным по числу гостей из-за рубежа
  • Тема номера: Крымчан вытесняют с рынка сезонной работы
  • Садовый табак хорош не только для курильщиков
  • Регионалы создают на полуострове антикризисный штаб
  • Когда Штирлица раскрасили, он понял, что это полный провал
  • Масла на каждый день
  • Сроки смен в детских лагерях отдыха хотят сократить
  • Украинцев надо спасать от… самих себя
  • Хозяин «пьяных углов»
  • Фантомас — чудовище, которое невозможно не любить
  •  
    Яндекс.Метрика