Категории
 
архив
 
260 < 261 > 262



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Если б знали вы, как всем дороги те афинские вечера

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Если б знали вы, как всем дороги те афинские вечераКрымский академический русский драмтеатр им. Горького поставил спектакль по известной пьесе драматурга
Петра Гладилина «Афинские вечера»

Пьеса, надо сказать, действительно хорошая. Понятно, почему художественный руководитель театра им.М. Горького Анатолий Новиков ухватился за нее обеими руками и сам взялся ее ставить, пусть и не на Основной, а на Новой сцене. Получилось у драматурга Петра Гладилина написать произведение если и не классической силы, то смешное и трогательное одновременно, с хорошей мыслью, яркими образами, без чернухи и вместе с тем с легким-легким налетом «клубнички», что тоже немаловажно для той части зрителей, которую все еще волнует диковинное слово «оргиазм» (именно так, это не опечатка) и его производные, а также все, что с этими словами связано.
Пьесу П. Гладилина «Афинские вечера» можно, конечно, прочитать как новогоднюю сказочку, сусальную историю бабушки и внучки — волшебную притчу о том, как все было сложно, а потом вдруг стало замечательно и хрустально. К слову, некоторые так и сделали, да и сам драматург, выступив еще и в качестве режиссера, снял фильм по «Афинским вечерам» с Ольгой Аросевой в главной роли, и фильм этот показали именно в один из новогодних праздников, соединив с волшебным запахом хвои, пузырьками шампанского и прочими атрибутами торжества. Надо сказать, то кино прошло совершенно мимо меня, ничем не затронуло, просто не обратило на себя внимание.

Надежды бабушек питают…

Театр им. М. Горького и режиссер Анатолий Новиков, кажется, даже и не помышляли о милом новогодье применительно к этой пьесе, придав спектаклю очевидный сатирический оттенок, сочинив зрелище не столь-
ко проникновенное, сколько предельно откровенное по отношению к сегодняшней жизни. Во главу угла вновь поставлена тема семейная — так яростно, обнажая язвы, говорил о распаде семьи Максим Горький в «Последних», так писал о трещинах в личных отношениях Лев Толстой: «Все смешалось в доме Облонских». Не все сегодня сразу вспомнят, кто такие эти Облонские и при чем тут Анна Каренина, но фраза осталась в веках.
В доме преподавателя музыки Бориса Оскаровича тоже все смешалось, да еще с какой силой. Его дочь Наташа, которой Борис с отчеством, очень понравившимся бы членам американской киноакадемии, прочил блестящее профессиональное будущее (связанное, естественно, с музыкой), вдруг увлеклась каким-то Антоном. Этот молодой человек не просто отвлекает девушку от серьезных задач, то бишь фортепианной клавиатуры, он ко всем своим недостаткам еще и еврей. Папу это еврейство смущает, хотя Борис Оскарович — имя-отчество тоже не сильно русско-украинское. В довершение ко всему в самый неподходящий момент выясняется, что дочь ждет ребенка, а это означает, что все рушится и летит в тартарары.
На супругу Людмилу у Бориса Оскаровича надежда слабая — она давно закрылась в каком-то своем мире и может, кажется, только охать и ахать, возводя очи к небу. Лучше ее не трогать — потом не приведешь в чувство. Одна надежда на маму Людмилы — Анну Павловну Ростопчину, заехавшую погостить в это святое семейство.
Но бабушка надежд не оправдала. Вернее, оправдала надежды внучки, обильно пролив воду на ее мельницу— рассказав о своем пикантном бурном прошлом в начале ХIХ века, о загадочно-скандальных афинских вечерах, об оргиях и «оргиазмах», многочисленных поклонниках и бурных сексуальных фантазиях. Было или не было это на самом деле — кто знает, но бабуля рассказала об этом столь живописно, что эти самые афинские вечера страшно заинтриговали собравшихся и до предела обострили вечера в и так неспокойном доме Бориса Оскаровича.

Такая вот семейная Масленица

Конечно, актриса Л. Бойко — готовая Анна Павловна. И эффектно вздохнуть где надо может, и посмотреть вдаль проникновенно, со слезой, и стихи Игоря Северянина об «ананасах в шампанском» прочитать и не сбиться, и покуролесить вволю, сделать ножкой хоть под чардаш, хоть под какую другую мелодию. Даже блатная лексика, употребленная интеллигентной женщиной в минуту, когда скандал достиг наивысшей точки кипения, вполне убедительно звучит в устах опытной актрисы.
Л. Бойко купается в роли. Партнеры подчас просто наблюдают, как она принимает эти водные процедуры. Да, роль явно центральная, программная и написана бенефисно, даже концертно, с изюминкой, с биографией, с расчетом на частые аплодисменты. Но вместе с тем Анна Павловна невидимыми нитями связана не только со своим богатым прошлым, в которое охотно погружается, по которому бродит, вспоминая, переживая, фантазируя, но и с настоящим и будущим. Вот эта связь в спектакле подчас отходит на второй план, каждый персонаж вдруг оказывается зациклен на себе, на своих проблемах. Человеческая разъединенность — вот что важно режиссеру, вот о чем говорит он в «Афинских вечерах».
В настоящем главный оппонент Анны Павловны — Борис Оскарович. В пьесе это характер ничуть не менее яркий и многообразный, чем главная героиня. У него своя правда, свой взгляд на жизнь, свои убеждения. В чем-то он смешон, в чем-то если не трагичен, то вполне трагикомичен. Он не только эгоистичен, он истово пытается выстроить жизнь своей дочери, видя в ее возможных успехах искупление своего неудачного прошлого и достаточно нелепого настоящего.
В спектакле Борис Оскарович (В. Крючков) куда более прост. Он нелеп и смешон со своим убогим портфелем и «внутренним заемом» на голове. Действительно, похож то ли на Молотова, то ли даже на самого Лаврентия Павловича. Развенчивает сам себя, когда ночью в пижаме сладострастно выспрашивает у тещи пикантные подробности афинских вечеров. Он ничтожен, по мнению режиссера, он демагог, ретроград и неудачник (хотя никто не скажет определенно, кто более талантлив — Борис или некий Борщевский, которого он ненавидит). Главное предназначение Оскаровича в спектакле — хвататься за голову и безостановочно затыкать рот заполошной супруге Людмиле, которая поехала мозгами не только на почве Масленицы, но и на почве нелепой, неудавшейся семейной жизни. Масленица, как и любой праздник, с блинами ли, без, может быть тихой, утопичной мечтой о семейном счастье, уюте, взаимопонимании. Здесь, в спектакле, Масленица для Людмилы в исполнении В. Милиенко — признак устойчивого крепчающего маразма.

«Все опять повторится сначала»

Что же касается будущего, то оно, это будущее, тоже вполне умозрительно. Драматург, придумал, конечно, милый ход, чтобы связать бабушку, внучку и правнучку (посмотрите спектакль — поймете, какой). Но сама Наташа (Е. Ципилева) и ее будущая дочь нужны, кажется, только как предмет конфликта и для декларации мысли о том, что «все опять повторится сначала». Режиссер, кажется, и сам не слишком верит в финальный хэппи-энд, в то, что печаль светла, будущее прекрасно, а прекрасное вечно.
Внучка благополучно выйдет замуж за еврея и столь же благополучно родит, а заодно покорит фортепианные вершины. Бабушка, попутешествовав напоследок по Парижу, растает в небесах и повторится в правнучке, Оскарович и его супруга проникнутся высшей истиной бытия и поймут, что были не правы…
Какое-то слишком благополучное и легкое разрешение того ежедневного семейного бедлама, того трагического балагана, который нам старательно и подробно продемонстрировали. Слишком узнаваемый, слишком навязчивый кошмар. Не из пьесы Гладилина, из какой-то другой пьесы под названием «Жизнь». Поневоле помечтаешь о загадочных афинских вечерах.

фото: Виталий Парубов

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Остался ли в Крыму чистый воздух?

[1K] Соцзащита :: Остался ли в Крыму чистый воздух? Совсем не смешно сегодня звучит анекдот о горожанине, который, выехав на природу и глотнув чистого воздуха, потерял сознание. Даже в Крыму, и сейчас продолжающем ассоциироваться с самым экологически чистым местом страны, люди пропускают через свои...

Проклятие сакских карьеров

[1K] Криминал :: Проклятие сакских карьеров Убийство, которое произошло в 1994 году, когда в Саках были расстреляны хозяин карьеров, его компаньон и охранник, наделало много шума. Тем не менее оно было раскрыто по горячим следам, даже стал известен заказчик. Через некоторое время был убит и...

От штрафов не уйти: дороги оборудуют видеокамерами

[1K] Соцзащита :: От штрафов не уйти: дороги оборудуют видеокамерами Передвижение по городу сегодня превращается в настоящее испытание для человека, неважно, за рулем он или нет. Водители костерят выпархивающих прямо из-под колес пешеходов, которым недосуг дождаться смены сигналов светофора; граждане,...

Тепловой удар. Шесть городов остались без тепла

[1K] Инфраструктура :: Тепловой удар.
Шесть городов остались без тепла Шесть крымских городов остались без тепла. Будет еще хуже?


Над крымчанами опять нависла холодная угроза — поставщик природного газа компания «Газ Украины» требует отключить за долги тепловырабатывающие предприятия Крыма....

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Новая амнистия в Украине: у милиции прибавилось работы
  • Левый марш
  • Артроз — болезнь физических перегрузок и резких движений
  • Теперь от Минобороны зависит, будет ли война в Крыму
  • Банда крымских налетчиков на банки и почту попалась
  • Дядя Федор, очень обитаемый остров и розовый танк
  • Какие сериалы увидим в 2009-м
  • «Крыммолоко» не будет зарабатывать на здоровье людей
  • Бабенко вгонит в краску Киселева
  • Огласите весь список, пожалуйста
  • Кризис увеличил количество лотерейных ловцов удачи
  • Наследники Свирида Голохвостого
  • «Диверсию» в Балаклаве устроил... неудачник
  • Файнгольда-младшего задержали и отпустили
  • Реинкарнация обмена
  •  
    Яндекс.Метрика