Категории
 
архив
 
253 < 254 > 255



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Украинский бизнес не спешит становиться социально ответственным

/НАТАЛЬЯ ЯКИМОВА/

Что означают слова «заниматься бизнесом», сегодня может сказать даже детсадовец, и его короткое объяснение — «зарабатывать деньги» — в общем-то, правильное. В Украине деловых людей, которые стремятся много и легально зарабатывать, с каждым годом становится все больше. И кажется, в нашей стране количество стало переходить в качество. Если еще несколько лет назад поговорка «чем беднее, тем щедрее, чем богаче, тем скупее» справедливо характеризовала нашу жизнь, то теперь все чаще стали говорить о том, что бизнес должен быть социально ответственным. То есть, как во многих западных странах, поступаться своей прибылью ради того, чтобы существовать в здоровом и благополучном обществе.
Свой стандарт — перечень необходимых для выполнения условий — существует у всего на свете, от товаров и услуг до возможности претендовать на какое-то почетное звание. Как раз сейчас эксперты из 77 стран мира трудятся над проектом международного стандарта социальной ответственности, год назад к этой работе присоединилась Украина. Основные критерии и положения уже разработаны — настолько, что уже можно выделить, какие именно предприятия приблизились к этому идеалу. Те, кто желает и дальше выглядеть таковым, подписывают глобальный договор ООН по социальной ответственности. Правда, в Украине их всего… три. Немного, но хотя бы почин есть.
Было бы слишком примитивно представлять, что, для того чтобы считаться социально ответственным, предприятию достаточно вовремя платить налоги и иногда жертвовать некие суммы на благотворительность. Бизнесмен, отремонтировавший крыши соседей потому, что они портили ему красивый вид (бывают в Крыму и такие случаи), но не считающий нужным заботиться о своих работниках, социально ответственным быть не может. Для начала бизнес должен быть честным и легальным, имеют значение даже такие, по нашим меркам, «мелочи», как отсутствие коррупции, растрат, дискриминации сотрудников и семейственности. К сожалению, в нашей стране до сих пор хватает фирм, живущих по закону дикого бизнеса: урвать кусок и в темном уголке его быстро проглотить.
Социальная ответственность предполагает, что предприятие имеет далеко идущие планы по своему развитию, предпочитает риску осторожность и расчет. Особенно там, где есть возможность нанести ощутимый или необратимый вред здоровью людей, их собственности, природе и животным. Например, в Швеции ряд производителей выпускают «экологические продукты», сделанные или при помощи «чистой» энергии (скажем, ветроэнергостанций), или без использования загрязняющих атмосферу технологий. Это им обходится намного дороже, прибыль не такая большая, как у конкурентов. В нашей стране люди вряд ли бы стали покупать вещи или продукты, которые бы стоили вполовину, а то и в два раза дороже, чем такие же, но произведенные с определенным вредом для экологии. А в Швеции покупают: так граждане поощряют готовность бизнеса чем-то поступиться ради них.
Как рассказала директор украинского центра развития корпоративно-социальной ответственности Марина Сапрыкина, соблюдение прав человека тоже очень важно для предприятий, которые стремились бы к критериям соцответственности. Увы, это у украинского бизнеса самые слабые стороны: легальная зарплата, отсутствие дискриминации — хотя бы по возрасту и полу, ведь многим работодателям не нужны сотрудники за 40 — 45 лет, да и мужчин принимают охотнее, чем женщин. Что уж там говорить об уважении к индивидуальности и другим критериям… Далеко не всегда товары или услуги, которые предлагают украинцам, достойного качества — а это тоже один из критериев упоминавшегося уже стандарта.
Стоит сказать, что в автономии не раз пытались донести до деловых людей немудреную истину: процветание бизнеса невозможно в изоляции от общества и его проблем. Крымский республиканский центр занятости работал с руководителями предприятий в своей сфере, убеждая создавать достойные условия труда и придерживаться законодательства о труде. А крымские банкиры даже делились опытом социальной ответственности в своей сфере.
Недавно в автономии проводилось исследование: насколько крымчане осведомлены о принципах и сути социальной ответственности. По словам Марины Сапрыкиной, лучше всего информированы представители бизнес- и исследовательских организаций, а вот сотрудники госструктур знают об этом недостаточно. При этом все опрошенные сообщили, что сведения о социальной ответственности они черпают… из СМИ.
Социальная ответственность — это для бизнеса кирпичики собственного будущего. Богатым, чтобы и дальше оставаться такими, выгодно существовать не среди нищих, а среди зажиточных людей. Предприятиям нужны грамотные специалисты — значит, им выгодно вкладывать деньги в обучение бедных, но талантливых. Например, как сообщил начальник отдела по связям с общественностью группы компаний «Фокстрот» Александр Шевко, среди множества собственных долгосрочных социальных программ есть поддерживающая воспитанников школ-интернатов — им помогают поступить в вузы и в будущем содействуют в трудоустройстве.
Конечно, далеко не всем сразу заметны преимущества социально ответственного бизнеса. Налоговые льготы для благотворителей есть, но они не такие весомые, чтобы послужить пряником и помочь принять близко к сердцу проблемы своего города, района или полуострова, способствовать их решению. За границей главный стимул быть социально ответственным предприятием — признание и почет, расширение круга потребителей (честному предприятию с качественным товаром это сделать проще), возможность выбирать лучших работников, повышение статуса в бизнесе, серьезные льготы по налогообложению. Привлечет ли это наших бизнесменов, покажет время.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Соцзащита:

 

Ограничение надбавок на лекарства отменяется. Дан старт на взлет цен

[1K] Инфраструктура :: Ограничение надбавок на лекарства отменяется. Дан старт на взлет цен В середине октября Кабмин Украины принял постановление о стабилизации цен на лекарства и изделия медицинского назначения, которое остановило стремительное подорожание этой группы товаров. Однако спустя два месяца президент страны приостановил...

Императорская оказия доктора Григория Захарьина

[1K] Среда обитания :: Императорская оказия доктора Григория Захарьина Лица эпохи

В конце XIX века в России было два признанных медицинских светила. А.П. Чехов писал по этому поводу: «В русской медицине Боткин то же самое, что Тургенев в литературе. А Захарьина я уподобляю Толстому — по таланту». Но...

Спикер нового кризиса

[1K] Политика :: Спикер нового кризиса Избрание нового спикера и появление неполноценной, но все же коалиции, принципиально изменили политический ландшафт. Там, где ожесточенно сражались трое, появился четвертый, политическое амплуа которого всех со всеми мирить.

Ющенко...

Подарки ко Дню милиции. Экс-начальнику милиции хотят подарить дом в Коктебеле?

[1K] Политика :: Подарки ко Дню милиции.  Экс-начальнику милиции хотят подарить дом в Коктебеле? Экс-начальнику милиции хотят подарить дом в Коктебеле?

Бывший начальник крымской милиции не только планирует вернуться в кресло главного милиционера автономии. Злые языки утверждают, что для Анатолия Могилева возводят дом в...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Даниэль Сваровски — мастер бриллиантовых иллюзий
  • Научиться водить автомобиль стало сложнее и дороже
  • Почетный гражданин Ялты и поклонник Крыма эмир бухарский
  • За костер из листвы можно получить срок до трех лет
  • Хурма для сердца и тонуса
  • В одном кресле прокурора Крыма могут оказаться сразу трое
  • Фактурный и вездесущий Балуев западает в зрительские души
  • Неужели Ландау получил Нобелевку за открытия в кровати?
  • Таксиста сожгли в его машине еще живым
  • Увольнения ожидают 37% населения
  • Директор — должность криминальная
  • Выбивая долг, бизнесмену чуть не вышибли мозги
  • Введут ли налог на роскошную жизнь?
  • Зарезал женщину за... боль во время секса
  • Пугачева на «России» — вслед за другом сердца
  •  
    Яндекс.Метрика