Категории
 
архив
 
252 < 253 > 254



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Даниэль Сваровски — мастер бриллиантовых иллюзий

/ЛЮДМИЛА ЧЕВЕЛЬЧА/

[1K] Среда обитания :: Даниэль Сваровски — мастер бриллиантовых иллюзийСекрет знаменитого бренда

Подделывать драгоценные камни люди пытались с давних времен. Это ремесло всегда было средством обмана и незаконной наживы. Возможно, поэтому Даниэля Сваровски некоторые до сих пор считают всего лишь ловким малым, подменившим роскошь сияния настоящих бриллиантов блеском искусственных. Но был ли Сваровски махинатором? Или просто хотел уравнять бедных с богатыми в их стремлении иметь красивые вещи?


Как ни странно, но стразы Сваровски чуть ли не с самого появления на свет стали своего рода показателем успешности их владельца, притом, что это всего-навсего ограненные блестящие стекляшки. Правда, стоимость таких стекляшек превышает порой десятки тысяч долларов. И вот уже почти сто лет они не менее популярны, чем настоящие бриллианты.

От подделок до искусства

Еще в Древнем Египте существовал способ изготовления искусственных драгоценных камней из хрусталя с добавлением окиси свинца, по блеску и игре очень похожих на настоящие.
В XVIII веке этот бизнес возродил известный ювелир Жорж Фредерик Страсс, наживший крупное состояние. Его именем называются теперь имитации драгоценных камней — стразы.
Но сам изобретатель этих камней, стекловар и ювелир Страсс считался мошенником и остался в истории авантюристом-одиночкой. В отличие от Сваровски, преуспевающего и законопослушного бизнесмена, инженера, владельца огромной фабрики.
Но возможно, не появись в XVIII веке Жорж Фредерик Страсс, не появился бы спустя 100 лет Даниэль Сваровски.
Бижутерия Сваровски не только получила право на существование, но и стала считаться искусством. Правда, он полагал, что первичный материал в искусстве не так уж важен, гораздо важнее, во что ты способен его превратить. К тому же Сваровски был настолько уверен в самобытной красоте хрусталя, что никогда не пытался выдать его за что-либо другое. Он разработал особый метод варки хрусталя, не боявшегося машинной огранки и отличавшегося особой ясностью и чистотой. А после стал создавать из него украшения, которые сам же
и проектировал. Фактически Сваровски стремился продавать не столько драгоценный материал, сколько личное искусство, умение подчинять материал собственному творчеству и изменять его в соответствии с тем образом, который хотел видеть мастер.
Несомненно, в процессе создания нового сорта хрусталя его манила возможность сделать так, чтобы искусственный свет был ярче естественного, чтобы поддельный бриллиант затмил собой настоящий. Да и какого мастера не увлекла бы эта идея!
Но успех Сваровски, похоже, заключается не только в уникальных технологиях огранки кристаллов. Фактически он реабилитировал те камни, которые, несмотря на природную красоту, не считались ценностью, поскольку не относились к драгоценным. Но хрусталь Сваровски выглядел так же, как и бриллианты, а значит, мог выполнять такую же социальную функцию. Проще говоря, Сваровски поставил на поток светский блеск, престиж, право на избранность и другие иллюзии, которые ассоциируются с драгоценными камнями. Он умудрился уловить веяния времени и создал новую индустрию — индустрию украшательства. С тех пор имя Сваровски и мода всегда идут рука об руку.
Можно ли говорить о Сваровски как о предвестнике китча? Наверное, да. Но о нем можно говорить и как о человеке, вписавшем в промышленную революцию, что называется, европейский фольклор да еще поставившем его на конвейер.
Можно вспомнить об этом человеке и как о неудавшемся скрипаче, глубоко верующем католике, как об основателе семейного бизнеса, инженере-оптике и даже как о чехе, ставшем тирольцем… Всему этому нашлось место в его биографии.

Скрипач из Богемии

Даниэль Сваровски родился в 1862 году на севере Австро-Венгерской империи, в горах Богемии. Этот край знаменит богемским стеклом, которое здесь начали выдувать и обрабатывать задолго до промышленной революции. В доме у каждого уважающего себя богемца работала стекольная мастерская. Не был исключением и отец Даниэля. Как и многие его земляки, он изготавливал из стекла простую бижутерию, заколки для волос и прочие аксессуары: кое-что для домашних нужд и кое-что на продажу.
Сваровски-младший несколько лет трудился в семейном бизнесе, играл в свободное время на скрипке, а потом заскучал. Ему хотелось чего-то большего, чем ежедневная возня в маленькой мастерской, тянуло в боль-
шие города. И Даниэль отправился в Париж.
Там он начал изучать химию, физику, механику и другие необходимые инженерные науки. Чуть позже на Всемирной электротехнической выставке познакомился с новыми современными механизмами и их изобретателями. Возможно, тогда у него и родилась идея приспособить электрический ток для шлифовки стекла.
В 1891 году после долгих раздумий и прикидок он смастерил первый в мире электрический шлифовальный станок. Эта машина позволяла обрабатывать камни и хрусталь в больших количествах, и они были отменного качества. После этого он разработал новый процесс изготовления хрусталя, сумев вывести оптимальное сочетание исходных смесей для варки хрусталя сверхъестественной прозрачности и не боявшегося машинной огранки. В новый состав входили сода, поташ, сурик, кварцевый песок, смешанные в определенной пропорции. Сделать что-либо подобное не удалось до сих пор никому во всем мире. Стразы, из которых он сам же и делал украшения, засверкали в итоге, как настоящие бриллианты.
Не все то золото, что блестит?
Но если бы Сваровски только придумал новую технологию, вполне вероятно, что на этом бы все и закончилось. Однако надо отдать должное этому мастеру — уже тогда он отлично понял, что открытие нужно продвигать и рекламировать. Надо отметить, что и с этой задачей он справился блестяще.
Модницы Парижа и Санкт-Петербурга, куда Даниэль отправил образцы украшений, пришли в полный восторг. Поговорка «не все то золото, что блестит» была опровергнута. Блеск оказался важнее.
Решив не конкурировать с богемскими умельцами, Даниэль перебрался в Австрию и там, в тирольском местечке Ваттенс, начал производить новую бижутерию, имитирующую изделия из драгоценных камней. Наладив массовое производство, он вышел на широкий рынок.
Теперь даже средней руки чиновник мог презентовать жене или любовнице элегантную хрустальную штучку, не будучи заподозрен в растрате. Фабрику Сваровски завалили заказами. Ему пришлось расширить производство и нанять 200 рабочих. За несколько лет Сваровски, подключив к делу выросших к тому времени сыновей, довел технологию огранки и шлифовки кристаллов до совершенства.
Промышленной огранкой и тогда уже занимались многие, но продукция Сваровски явно отличалась от остальных изделий. Секрет был не только в улучшенных станках, но, самое главное, в формуле, которую Даниэль разработал для варки хрусталя. Ни богемские стеклодувы, ни главные его конкуренты, знаменитые стеклянные заводы Венеции, не могли добиться такой же сверхъестественной прозрачности хрусталя. Последние вскоре и вовсе оказались на грани разорения. Зато фирма Даниэля к тому времени уже стала настолько известной, что обрела собственный бренд — Swarovski.
Во время Второй мировой войны, когда модные дома Европы потерпели крах, Сваровски сообразил поменять рынок сбыта и наладил поставки своей продукции в США.

Камни для танцоров

В 1956 году основатель фирмы умер. Но к тому времени процветающий бизнес давно уже был семейным. В середине 50-х раскрылся талант внука Даниэля — Манфреда Сваровски, создавшего технологию производства разноцветных кристаллов. Камни, которые переливались всеми цветами радуги, быстро вошли в моду. Хотя, по сути, такой камень — это цветное стекло, ограненное таким образом, что его грани могут преломлять падающие на них лучи света и отражать их. На стекло нанесен слой амальгамы, которая превращает его в маленькое цветное зеркальце. Интересно, что камни Swarovski, в отличие от большинства страз других производителей, имеют 12, а не 8 граней, а значит, и блеск их ярче.
Эта бижутерия стала элементом вечерних нарядов Марлен Дитрих, а затем и сценических костюмов Майкла Джексона, Брайана Ферри и Тины Тернер. Дома моды «Шанель», «Кристиан Диор», «Ив Сен-Лоран» и по сей день обшивают стразами Сваровски свои платья.
Без хрустальных «бриллиантиков» практически не обходятся и танцевальные костюмы. Выйти во время конкурса на паркет «без камней» не то чтобы «моветон», но позволить это себе могут только профи либо совсем юные начинающие танцоры. Нередко после танцевальных турниров можно встретить и охотников за чужими «бриллиантами», которые с упорством грибника в лесу выискивают на паркете разноцветные кристаллики. Говорят, чтобы обшить платье такими кристалликами, их нужно собирать года полтора (и это при условии еженедельных походов за драгоценностями).

Мышка из хрустальной мечты

В 1965 г. фирма начинает выпускать серию хрусталя для люстр и сразу становится лидером в этой области. Хрустальные подвески от Swarovski украшают Метрополитен-Опера (Нью-Йорк) и Версаль (Франция), люстры в Виндзоре (Лондон) и многие другие знаменитые залы.
Подвески подсказали новую идею. В 1976 году накануне Рождества фирма изготовила первую хрустальную фигурку: маленькую мышку, собранную из четырех подвесок для люстры. Она смотрелась так очаровательно и забавно, что решено было выпускать зверюшек для украшения каминных полок и горок с посудой. За мышкой последовали ежик, черепашка, олененок, носорог, лебедь... И снова ошеломительный успех. Маркетологи Сваровски постарались придать этим изделиям ореол коллекционных. Почти за четверть века появились более трехсот различных фигурок. Любители этих изящных миниатюр основали клуб коллекционеров изделий от Сваровски, в котором состоят около полумиллиона людей из десятков стран мира.
Раз в год дизайнеры преподносят только одну фигурку каждому клиенту, сделанную по специальным эскизам. Настолько специальным, что все инструменты, использованные для их производства, и сами эскизы безжалостно уничтожаются, чтобы никто никогда не смог приблизиться к разгадке хрусталя Swarovski. Кстати, этот завет Даниэля Сваровски строго соблюдается во всех филиалах и дочерних компаниях фирмы, какую бы продукцию они ни выпускали. Зато и цена, например, на те же хрустальные фигурки колеблется от 30 до 600 долларов, в зависимости от их возраста.
В 1993 г. компания меняет свой логотип — эдельвейс на новый. Теперь известным международным знаком Swarovski становится лебедь как воплощение чистоты, элегантности и чудесного превращения.
Семья Сваровски по-прежнему владеет и управляет компанией, в которой работают более 9000 служащих. Это одна из самых больших и успешных австрийских компаний с дистрибьюторской сетью в 150 странах мира и почти сотней фирменных магазинов.
Сегодня кристаллы Swarovski применяют даже для украшения дверных и мебельных ручек, инкрустации других предметов мебели, от сверкающих светильников на потолке в стиле «звездного неба» до кафельной плитки в ванной. Они украшают также фотоаппараты, скрипки, рояли, сотовые телефоны и многое другое.
Вокруг изделий Сваровски создан целый культ. Апофеоз этого культа — музей Сваровски, созданный в 1995 году к столетию фирмы. Сюда ежегодно приезжают около 600000 туристов со всего мира...
Музей расположен в огромной подземной пещере примерно в часе езды от Инсбрука, столицы Тироля. Вход в пещеру охраняет вросший в холм великан с горящими глазами. Из его рта низвергается водопад. В свете прожекторов кажется, что вода тоже сделана из хрусталя. Под землю ведет стеклянный тоннель. На стенах выгравированы строки Шекспира, Лорки, Гете, в которых есть слово «crystal» — хрусталь. Здесь выставлены самый маленький и самый большой из хрустальных кристаллов Сваровски, вошедшие в Книгу рекордов Гиннеса. Вес гиганта — 310000 карат (примерно 62 килограмма), диаметр — 40 сантиметров. Сто граней кристалла отливают то россыпью гранатовых огоньков, то холодным серебряным блеском, просвечивающим сквозь темноту. Самый маленький кристалл можно увидеть только в микроскоп. Его диаметр всего 0,8 миллиметра. Среди экспонатов «мягкие» часы Сальвадора Дали, сделанные из хрусталя, убранство коня индийского магараджи, хрустальная стена высотой одиннадцать метров.
Сваровски доказал окружающим, что в искусстве важен не столько материал, с которым работаешь, сколько мастерство. Но он же показал, что не менее важны и те мистические представления, которые это мастерство способно вызвать у зрителей. Вспомним хотя бы знаменитых фокусников-иллюзионистов и их громадный успех у зрителей.
«Бриллианты», которые создал Сваровски, по сути, мистические. Не богатство, но иллюзия богатства. Некая новая реальность, во многом искусственная, которую предлагает каждому из нас современное общество потребления. Даниэль Сваровски отлично понял, что и такая реальность может быть очень притягательной. Несмотря на то, что большинство ее ценностей иллюзорны. Он не просто создал новые — «рыночные» ценности. Он стал настоящим мастером иллюзий.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Среда обитания:

 

Научиться водить автомобиль стало сложнее и дороже

[1K] Соцзащита :: Научиться водить автомобиль стало сложнее и дороже Сегодня в крымских автошколах ученический бум: желающих получить водительское удостоверение как никогда много, и это притом, что стоимость обучения неуклонно растет. Кроме того, в середине ноября вступили в силу изменения в законодательные акты,...

Директор — должность криминальная

[1K] Криминал :: Директор — должность криминальная Пока в 90-е годы на полуострове шла открытая криминальная война между преступными группировками за громкое звание «хозяин Крыма», за ее дымовой завесой шла другая, не менее интересная для закона жизнь. Предприимчивые люди, пользуясь «занятостью»...

Крыму не угрожает продовольственный кризис

[1K] Инфраструктура :: Крыму не угрожает продовольственный кризис В нынешнем году аграрии полуострова собрали рекордный урожай, причем как зерновых, так и овощей. Это значит, что без хлеба и овощных блюд крымчане не останутся. Вопрос только, как дорого они будут стоить, ведь фермерам-производителям по-прежнему...

Оплачивать лечение больных СПИДом Украина будет из своего пустого кармана

[1K] Соцзащита :: Оплачивать лечение больных СПИДом Украина будет из своего пустого кармана Лечение, которое хоть и не избавит от болезни, но подарит еще много лет полноценной жизни, украинцы, больные СПИДом, получили четыре года назад. Закупку препаратов для антиретровирусной терапии (АРТ), а средства на них шли немалые, финансировал...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Секс-символ Машков Владимир Львович. Картина маслом
  • Африканская чума свиней приближается к полуострову
  • Не кредит, так лизинг: авто продают в рассрочку
  • Дискомфорт в желудке? Причины и следствия
  • Дешевые меха могут вызвать… аллергию
  • Майкл Джексон принял ислам
  • Доллар вернулся в обменники. Но с комиссией
  • Кого ожидает дефолт: Москву или Киев?
  • Юрию Луценко грозит пять лет?
  • Крымские похождения «горячего эстонского консула»
  • Очищающие чаи: пить или не пить
  • Последний генерал-фельдмаршал Дмитрий Милютин
  • Молодильные яблоки
  • Зачем почве укрытие? Мульча органическая и неорганическая
  • Без вины виноватые: попали в тюрьму по чистой случайности?
  •  
    Яндекс.Метрика