Категории
 
архив
 
244 < 245 > 246



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Крымчане со стажем по-прежнему называют его Сашей

[1K] Телемир :: Крымчане со стажем по-прежнему называют его СашейЭто для кого-то недавний юбиляр — 70-летний Александр Голобородько — просто актер, один из многих, хотя известный и народный. А для крымчан он по-прежнему единственный и неповторимый. Для тех, конечно, кто помнит Крымский русский театр им. М. Горького времен 60 — 70-х.
Для нас Голобородько прежде всего царь Федор Иоаннович, Александр Блок, Ричард III, а уже потом артист, переехавший много лет назад в Москву, востребованный кино и телевидением. Сейчас уже подзабыли эстонскую картину «Последняя реликвия» — снявшись в ней, Голобородько покорил весь СССР образом романтичного Габриэля в дуэте с актрисой Эве Киви. А ведь он играл в кино и маршала Рокоссовского, запомнился в картинах «Черный капитан», «Туманность Андромеды», «Цирк зажигает огни», да и сегодня успешно снимается в сериалах, в том числе в таком популярном, как «Каменская». И все же для многих он по-прежнему артист театральный, симферопольский. Наше славное прошлое, так сказать.
Родившись в Днепродзержинске, учившись в Киеве, Голобородько не забывает крымскую землю. Наведывается сюда регулярно, играл свои коронные роли на сцене реконструированного театра им. М. Горького, приезжал на юбилей коллектива, участвует в работе жюри фестиваля искусств «Боспорские агоны». В один из его многочисленных приездов мы и встретились с Александром Александровичем в гримерке театра им. М. Горького.
1К Александр Александрович, многие крымчане помнят не только ваши более поздние коронные роли крымского периода, но и юного, пылко влюбленного Альдемаро из легкой комедии Лопе де Вега «Учитель танцев». В Москве многолетнюю славу в этой роли снискал Владимир Зельдин, в Симферополе — вы. Не забыли, как создавался «Учитель танцев»?
АГ Как же такое можно забыть? Почему-то особенно запомнились репетиции зимой в неотапливаемой 9-й школе, где мы в течение 10 дней ставили танцы. Актеры и хореограф трудились на совесть, а наша концертмейстер вовсю наяривала на фортепиано, не снимая спасавшие от холода вязаные печатки.
1К Надо же, произведение совершенно не «магистрального» характера вдруг стало лицом репертуарной афиши, и симферопольцы семьями ходили в театр влюбляться в Александра Голобородько и Светлану Шершневу — чудесную пару на сцене и в жизни. Парадокс?
АГ Нет, просто была точно угадана потребность людей в ярком музыкальном зрелище. И тут огромная заслуга Якова Давидовича Бродского, постановщика спектакля. Многие, наверное, уже забыли, что работал в нашем театре такой режиссер.
1К А вот я, представьте, неплохо помню этого грузного человека с большим животом и, по-моему, в берете.
Он жил напротив больницы им. Н. Семашко.
АГ Так вот Бродский и стал, по существу, моим первым педагогом. Я до сих пор благодарен ему за то терпение и постоянство, с которым он учил меня профессии, доверяя главные роли в «Учителе танцев», «Рюи Блазе», «Угрюм-реке»… Многие махали рукой, мол, что Бродский, он только роли распределять умеет, и все. А мы работали, и зритель любил эти спектакли. Спрашиваю, бывало, на репетиции: «Яков Давидович, что мне в этой сцене делать, как ее играть?». «Неси партнершу на ресницах!» — отвечает. Понимай как хочешь!
1К А как понимать, что вам одинаково удаются диаметрально противоположные роли — и с положительным, и с отрицательным обаянием?
АГ Непросто, ох как непросто. Когда в один из моих приездов мы в Симферополе начали восстанавливать «Ричарда», я почувствовал вечером, как трудно мне играть безвольного тихого самодержца Федора. Помимо своей воли, я уже становился Плантагенетом — безжалостным убийцей, мыслил его рассудком, выдавал его реакции.
Лет двадцать назад мы возили эти спектакли на гастроли в Ленинград, и мой друг, покойный актер Юрий Демич, сказал: «Санька, нельзя одинаково удачно играть столь разные роли. В какой-то из них ты обязательно врешь!». Правда, потом посмотрел и согласился, что я его, мол, убедил.
1К А как вам, московскому гостю-гастролеру, крымский русский театр-комплекс?
АГ Зал оказался определенно тот, хорошо знакомый. А сцена… Что-то мое, конечно, в ней осталось, но не могу отделаться от чувства, что вот здесь был коридорчик, здесь — моя гримерка, а тут — «трепком» (комната, чтобы потрепаться от души). Теперь же на их месте расширенная сценическая площадка. Многое в реставрированном театре более фешенебельно, более разумно.
1К Вас позвал в Москву сам патриарх русской сцены Михаил Царев?
АГ Да, хотя еще раньше было приглашение от театра им. Моссовета, где я в конце концов и оказался. Но моссоветовцы звали как-то вяло, а Царев был чрезвычайно, по-старомодному конкретен и пунктуален, сразу же спросил, к какому числу подготовить жилье, к тому же напомнил как бы об общих корнях: он ведь тоже в молодости работал в Симферополе.
1К То есть наш город сослужил вашему таланту неплохую службу? Когда-то вы признавались в искренней любви к Симферополю. Сохранили ли вы светлое чувство к нему до сих пор?
АГ Конечно. У меня и сейчас здесь масса друзей. Я каждый год стараюсь хотя бы ненадолго приехать в Крым. Ведь именно в этом городе, в этом театре я пережил свой звездный час. И когда мне удался на гастролях в Москве лучший спектакль, названный мною «Ричард на коньяке» (ведь я практически был тогда без голоса и спасался глотками горячительного напитка), когда аплодировали 30 минут, а на следующий спектакль собрался весь столичный бомонд и пришел успех — мой Симферополь оставался со мной.
Когда я уже работал в Москве, меня очень долго преследовали сны, что я вернулся в Симферополь. Сны в жанре кошмара, все время повторяющегося, какой-то сплошной фон войны. И только когда снова приехал сюда и сыграл «Ричарда», Симферополь перестал мне сниться. Но все равно, конечно, остался родным городом.
1К А в театральной Москве вы быстро стали своим?
АГ Довольно-таки. Вначале было нелегко, мой творческий кризис пришелся как раз на переезд в Москву. Вот почему вначале в Малом театре маялся, но сыграл Эдмонда в «Короле Лире» — и все прошло. Работал в Малом нормально. Но потом Царев стал уходить из театра и из жизни. Пришел Андреев.
1К Поясним, Владимир Андреев — худрук ермоловского театра, затем Малого, чтобы было совсем ясно — исполнитель роли царя Салтана в киносказке Пушкина — Птушко.
АГ Да, так вот этого «Салтана» я как-то сразу невзлюбил. К тому же встретил в Крыму, в Мисхоре, главного режиссера театра им. Моссовета Павла Хомского, который предложил перейти в его труппу не раздумывая. Я и не раздумывал, сказал только: «Минутку, посоветуюсь со Светой».
1К Пока вы служили в Малом театре, там тоже шел «Царь Федор Иоаннович». Кто только не играл главную роль — Иннокентий Смоктуновский, Юрий Соломин, Эдуард Марцевич. А вы не рискнули подать творческую заявку?
АГ При Смоктуновском вопрос этот, понятно, даже не стоял. Когда стал играть Юрий Соломин, ему надо было утвердиться в должности ведущего артиста и худрука. Отношения у нас были хорошие, зачем же мне переходить ему дорогу? Ну а Марцевич вырвал эту роль со скандалом, все это сопровождалось жалобами, письмами в инстанции. Суета.
1К В театре Моссовета вы пришли как бы на чужие роли. Графа Орлова в «Царской охоте» играл до вас Леонид Марков, Митю Карамазова — Евгений Киндинов. Вас не смутило, что приходилось следовать намеченному кем-то рисунку?
АГ Нет, «Царскую охоту» Виктюк ставил практически заново, а сыграть Достоевского, Дмитрия Карамазова — это выпадает раз в жизни, и не так уж важно, кто играл эту роль до тебя.
1К По ТВ показывали отрывки из моссоветовского спектакля «Мадам Бовари», рядом с Ольгой Остроумовой промелькнула и ваша такая знакомая спина. Вы любите этот спектакль?
АГ Конечно. Я называю его «40 минут великого искусства» (я на сцене нахожусь ровно 40 минут), или «Поздняя любовь пенсионеров». Дело в том, что в этой постановке далеко не юные Е. Лазарев, А. Голобородько и не менее зрелая
О. Остроумова изображают молодой страстный любовный треугольник да еще с крохотным ребенком в придачу. Люблю роль Мышлаевского в «Белой гвардии» М. Булгакова. С удовольствием играл режиссера в «Шуме за сценой» М. Фрейна, но сейчас ушел из спектакля
1К Помните хлесткую эпиграмму «А попробуй побороть-ка самого Голобородько!»?
Вы действительно сильный человек?
АГ Характер имеется. По гороскопу я Весы и Тигр. В общем, крепкий на разрыв.
1К А семья — откликается ли она на ваши творческие проблемы, сомнения, события?
АГ Конечно. Семья для меня необыкновенно важна. Жена — Светлана Шершнева, артистка, надеюсь, крымчане ее не забыли. Дочь Оксана окончила ГИТИС, играла в театре «Модерн», теперь работает на СТС, в программе «Истории в деталях».
1К Вы знаете, что многие крымчане по какой-то доброй старой привычке до сих пор называют вас Сашей? Как вы к этому относитесь?
АГ А почему бы и нет, если это не хамство? Пожалуйста. В Малом театре меня все на «вы» величали, и только
В. Коршунов, тогдашний секретарь парткома, обратился ко мне запросто, по-большевистски: «Саша!» Так я ему сразу ответил: «Что, Витя?» Как аукнется — так и откликнется. А то, что для симферопольцев я до сих пор Саша, так это просто здорово.

Беседовал Сергей Пальчиковский

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Президент Ющенко сделал ход: парламент — на выход!

[1K] Политика :: Президент Ющенко сделал ход: парламент — на выход! Верховная Рада, не дожив до годовалого возраста, отошла в мир иной. В стране объявлены очередные внеочередные выборы с заранее известным результатом. На шахматной доске политики те же самые: король, ладья, слоны и кони останутся на прежних местах,...

Каждому 4-му украинцу нужна помощь психиатра

[1K] Соцзащита :: Каждому 4-му украинцу нужна помощь психиатра 10 октября отмечается Всемирный день психического здоровья


Известная шутка, которую любят повторять медики: нет абсолютно здоровых людей, а есть только недостаточно обследованные, очень похожа на правду. Особенно это...

Сколько стоит купить готовый бизнес?

[1K] Инфраструктура :: Сколько стоит купить готовый бизнес? В наши дни заниматься бизнесом не хочет только ленивый. Большинство людей желают работать на себя, без начальства и претензий к выполненной работе и, что самое важное, зарабатывать серьезные деньги, а не среднестатистическую зарплату. Почему же...

Что акционеру хорошо, то рейдеру плохо

[1K] Инфраструктура :: Что акционеру хорошо, то рейдеру плохо В середине сентября Верховная Рада Украины приняла весьма важный для экономики страны документ — Закон «Об акционерных обществах». Он призван усложнить жизнь рейдерам и защитить миноритарных акционеров.

По старинке

...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Как стать офицером внутренних войск
  • Ширпотреб от прославленной фирмы «Павел Буре»
  • Сода чистит зубы и помогает бросить курить
  • Золотая дверь на «Волге» подпольного крымского миллионера
  • Из айвы можно приготовить джем, цукаты и… шампанское
  • Крым стареет: ему уже под сорок
  • Крым хотят лишить автономии
  • «Гитлер капут!» — капут вкусу и художественному мастерству
  • Доступное жилье в Крыму строить не будут
  • Редкий умелец: алупкинец убил бомжа с помощью кулаков
  • Молодая актинидия нуждается в обрезке и укрытии на зиму
  • Тарифы выросли, и это не в последний раз
  • Сезон холодомора
  • Из России вора в законе выдворили в... Украину
  • Парад отморозков: от насильника старушек до идиота с коляской
  •  
    Яндекс.Метрика