Категории
 
архив
 
242 < 243 > 244



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

«Крымский ковчег»: от неизвестного Володина до «Винной кантаты»

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: «Крымский ковчег»: от неизвестного Володина до «Винной кантаты»В гостях у крымчан за время фестиваля побывали и московские артисты,
и даже балет из Мексики, который выступил здесь впервые


Говорят, понедельник — день тяжелый. Но международный театральный фестиваль «Крымский ковчег» стартовал именно в понедельник — 15 сентября, согласно традиции. Стартовал в пятый раз. Но каждый раз, как в первый. Было все — уважаемые гости, многочисленные подарки участникам, искренние аплодисменты зрителей. Не было только помпезного официоза и надутых щек. «Крымский ковчег» прошел в легком, непринужденном, интеллигентном духе.

В Подмосковье тоже есть свои Хосе и Кармен

Высокая честь открыть фестиваль досталась Долгопрудненскому муниципальному театру «Город». Запахло милым Подмосковьем. Это все-таки не Москва, высокомерная и тусовочная. В Подмосковье явно жива еще милая претензия на духовность и студийность.
И автора «Город» избрал очень даже высокодуховного. Александр Володин — мастер, еще при жизни провозглашенный классиком, создавший «Пять вечеров», «Осенний марафон», «Старшую сестру». Правда, пьеса «Хосе, Кармен, И, Автор», показанная на «Крымском ковчеге» долгопрудненским театром, — это необычный Володин. Драматург неслучайно не спешил обнародовать свое произведение. Слово, построение фразы, диалога значили для Володина очень много. В спектакле же главный язык — пластика, жизнь тела.
Играют молодые исполнители, и они настолько выразительны и искренни, что им невольно прощаешь какие-то огрехи. Они в полете, их не остановить, у них действительно горят глаза — и попробуйте эти глаза потушить. Не получится ни при каких обстоятельствах.
Театру «Город» — 17 лет. Эти 17 лет вместили годы поиска, находок и потерь, 78 поставленных спектаклей, участие в многочисленных фестивалях. Постановки долгопруднинцев особенные, творцы стараются никого не копировать, ничего не повторять, искать свой путь в искусстве. Артисты театра «Город» подкупают искренностью и открытостью, они очень хотят, чтобы их слово было услышано и зрители почувствовали эту редкую, удивительную заинтересованность. Даже такой незначительный, казалось бы, факт: поняв, что заказанный автобус опаздывает, артисты, жившие во время фестиваля в Алуште, отправились в Симферополь своим ходом — так боялись опоздать, так не хотели, чтобы спектакль был сорван. Такое трепетное отношение к искусству, такое уважение к зрителям и фестивалю достойны подражания.
Театр «Город» не успел закончить спектакль, а уже признался, что хочет снова приехать на «Крымский ковчег». Это желание позднее доводилось слышать от всех участников праздника. Еще бы, отличная организация фестиваля, внимательное, заинтересованное отношение дирекции «Ковчега» к участникам, проявляющееся даже в мелочах, не могли не обратить на себя внимание.

От Мексики до Полтавы недалеко

Балет для крымских зрителей — экзотика, мексиканский балет тем более. Организатора и руководителя хореографической мастерской Мехико Глорию Контрерас называют первой леди мексиканского балета. Она ученица и соратница великого Джорджа Баланчина, приобщившего ее к русскому балету и идеям хореографического симфонизма. Начиная с 1958 года Глория Контрерас создала десятки балетных постановок в Нью-Йорке, Рио-де-Жанейро, Мехико. Музыкальной основой для них не раз служили сочинения Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Дмитрия Шостаковича и одного из самых близких ей композиторов — Игоря Стравинского.
Организаторы «Крымского ковчега» два года пытались добиться приезда балета Глории Контрерас на фестиваль в Крым. Третья попытка оказалась удачной. Крымчане наблюдали настоящий праздник балета. Мексиканцы, в жизни совершенно обычные ребята, на сцене преобразились в волшебников танца, исполняя хореографические композиции на музыку Рахманинова и Бетховена, Вагнера и Моцарта. Браво дуэту Валерия Алавес — Хорхе Вега, шквал аплодисментов балетоманов Артуро Васкесу. Они своим танцем рассказали, кажется, обо всем, даже о легендарном Че Геваре. Мексиканские артисты добирались до Крыма в общей сложности в течение 38 часов, но столь долгий путь был не напрасен: крымчане с удивлением и восторгом приняли выступление мексиканцев, насытивших воздух легким эмоциональным полетом вдохновенного танца.
Полтава к нам, казалось бы, ближе, чем Мексика, но и «Обыкновенная история» в исполнении Полтавского академического украинского музыкально-драматического театра им. Н. Гоголя зрелище по-своему необычное. По своеобразию она так же недалеко ушла от мексиканского балета, как Украинский театр, где играли полтавчане, — от крымскотатарского (имею в виду местонахождение). В пьесе М. Ладо вместе с людьми — Хозяином, Хозяйкой, Дашей, Соседом, Алексеем — действуют животные: Корова, Лошадь, Свинья, Пес и Петух, которые не только разговаривают, но и чувствуют, переживают, совершают поступки, причем проявляют себя в этих поступках куда благороднее и мудрее, чем находящиеся рядом люди.
Директор полтавского театра Алексей Андриенко, хорошо памятный крымчанам-театралам по работе в Крымском украинском музыкальном театре, привез на «Крымский ковчег» не только роскошные караваи, но
и очень неожиданный и человечный спектакль, способный в ненавязчивой форме научить зрителей быть хоть немножечко лучше, чище, благороднее. Притчевость постановки помогла достучаться до зрительских сердец, дать людям веру в те идеалы, которые, казалось бы, сегодня отошли на второй план.

Ибсен против Стриндберга

«Белый театр» из Санкт-Петербурга, такой же белый, как некоторые петербургские ночи, решил погрузить крымчан, заполняющих до отказа зал, где проходят спектакли фестиваля «Крымский ковчег», в лабиринт взаимоотношений двух крупных личностей, двух скандинавских писателей — Хенрика Ибсена и Августа Стриндберга.
Неискушенного зрителя вполне могли испугать сложные на слух фамилии великих скандинавских драматургов. Спектакль «Ибсен — Стриндберг» для настоящих гурманов, настоящих интеллектуалов.
Перед нами в буквальном смысле раскрылся лабиринт творчества, лабиринт жизненных метаний, стремлений, взглядов двух противоположностей, придуманный автором пьесы и режиссером Верой Бирон и художником из Македонии Т. Светозаровым. Уже с самого начала было очень интересно наблюдать, как два актера, одновременно похожие и непохожие друг на друга, — Валерий Кухарешин и Сергей Бызгу стали превращаться в диаметральные противоположности ушедшего времени, ведущие нескончаемый спор.
Продираясь сквозь преграды пьесы, где слов куда больше, чем действия, артисты, выполняя в том числе и просветительскую функцию, предложили нам поединок характеров, темпераментов, даже усов и бакенбард. Стриндберг играл себе на гитаре и курил, Ибсен пил кофе, а актриса А. Михайлова совсем не портила картину, наоборот, украшала своим тонким существованием на сцене дуэт двух солидных мужчин.
…Спектакль завершился внезапно. Хотелось, пожалуй, еще, но петербургский театр остановился вовремя — лучше недоговорить и оставить приятное послевкусие, чем утомить пришедших в театр выше крыши. Ведь неизвестно, читали ли зрители Ибсена, Стриндберга или хотя бы одного из них. После спектакля «Белого театра», надеюсь, прочтут с удовольствием.

Каким вином нас угощали!

Закрыл пятый международный театральный фестиваль «Крымский ковчег» Московский государственный театр «Геликон-опера» — коллектив, известный не только в ближнем, но и дальнем зарубежье, очень популярный у театральных знатоков, ценителей искусства.
В Москве, в театре, успешно руководимом в течение почти 20 лет Дмитрием Бертманом, этот спектакль идет под названием «Кофейная кантата». Для «Крымского ковчега» по мотивам кантаты «Кофейной» была создана «Винная кантата». Уверен, что сочинивший 250 лет назад свой музыкальный гимн кофе кантор церкви св. Фомы Иоганн Себастьян Бах был бы не против тонкого винного букета, привнесенного в его произведение «Геликон-оперой».
Получился славный гимн во славу вина с использованием настоящего волшебного напитка из Массандры и настоящей винной бочки. Если говорить о настоящем, то актриса М. Андреева совершенно натурально давила на сцене своими ножками самый натуральный виноград. Конечно, некоторый риск был в том, что по замыслу создателей спектакля вином во время действия угощают дирижера и артистов оркестра, а также отдельных зрителей. Но все закончилось благополучно, выносить из зала никого не пришлось!
Милая семейная атмосфера заключалась и в том, что в спектакле москвичей принял участие и коллектив крымскотатарского театра. Второе отделение, где вместе с московскими солистами — М. Андреевой, Д. Калиным и А. Паламарчуком был занят не только оркестр под управлением дирижера Ю. Эннанова, но и солист С. Меметов, было принято зрителями даже восторженнее первого. Здесь в полной мере раскрылось недюжинное обаяние московских и симферопольских исполнителей, а знаменитые мелодии И. Штрауса. Т. Хренникова, Д. Верди и других композиторов способствовали легкому праздничному настроению, которое путешествовало со сцены в зрительный зал и обратно. «Каким вином нас угощали!» — пела М. Андреева. Признаемся, и это было, и вино лилось рекой.
Символично, что именно таким удачным дружеским проектом закончился пятый «Крымский ковчег», окончательно зарекомендовавший себя незабываемым театральным праздником на крымской земле. Организаторы фестиваля во главе с президентом Крымского центра международного института театра (ЮНЕСКО), председателем правления крымского республиканского отделения Союза театральных деятелей Украины Билялом Биляловым могут быть довольны: «Крымский ковчег» подтвердил высокую репутацию своеобразного и разнообразного фестиваля.

фото: Виталий Парубов Артисты Марина Андреева (Москва) и Сейтабла Меметов (Симферополь)
плыли вместе в «Крымском ковчеге»

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

За местные символы нужно платить

[1K] Инфраструктура :: За местные символы нужно платить Каждый год миллионы туристов увозят из Крыма хотя бы по одной памятной вещице — от отполированной рапаньей ракушки на подставочке до деревянной шкатулки. На большинстве сувениров красуются названия курортных городов или поселков, напоминая о...

Памятники архитектуры отдадут в аренду

[1K] Инфраструктура :: Памятники архитектуры отдадут в аренду Почти 80 памятников архитектуры из 1,5 тысячи, расположенных на территории 26 исторических населенных мест Крыма, сегодня находятся в состоянии, небезопасном для посетителей. На жизненно важные для них ремонт и реконструкцию государство 12 лет не...

В Симферополе бомжа не оставят на улице

[1K] Соцзащита :: В Симферополе бомжа не оставят на улице Именно осенью, когда начинаются первые холода, крымчане замечают, что все чаще на улицах появляются бомжи, причем не только на вокзалах и в людных местах (там больше возможности добыть денег хоть попрошайничеством, хоть сбором бутылок), но и в...

Стоимость звонков вырастет

[1K] Инфраструктура :: Стоимость звонков вырастет Нацкомиссия по вопросам регулирования связи приняла решение об изменении тарификации телекоммуникационных услуг.
В частности, с 1 октября на 20% будет повышена абонтплата за пользование стационарным телефоном в городах и районных центрах....

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Консервирование помидоров: с перцем или желатином
  • В «Тифлисе» вместе с ворами в законе гуляли люди президента?
  • Игорь Кио и другие фокусники в постели с Галиной Брежневой
  • Сын депутата натворил бед: с какой скоростью ехал «Бентли», убивший девушку?
  • Заложить в ломбард можно золото, технику и даже квартиру
  • Розовая вода лечит пародонтоз и болезни кишечника
  • Земля — товар в коррупционных схемах
  • На каком языке заговорит крымское телевидение?
  • Татьяна Доронина — женщина, которая сильнее многих мужчин
  • Могут ли банки менять проценты по действующим кредитам?
  • В Крыму исчезает мелочь: сдачу в магазинах дают конфетами
  • БЮТ поборется за голоса крымских татар. Меджлис в раздумьях
  • Кто построил Ливадийский дворец?
  • Украина выбилась в лидеры по перевалке грузов. Сможет ли она удержать завоеванное?
  • Молодые отморозки грабили и избивали, играя в суперменов
  •  
    Яндекс.Метрика