Категории
 
архив
 
233 < 234 > 235



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Болезнь грязных рук

/АННА АНДРИЕВСКАЯ, проект «Вопрос национальной безопасности»/

[1K] Политика :: Болезнь грязных рукСтрана непуганых мздоимцев: почему в Украине чиновникам-коррупционерам жить хорошо

В последнее время информпространство заполнилось сообщениями из различных регионов страны о задержании чиновников и депутатов при получении взяток. Среди них аресты чиновников в Партените (с рекордной для Украины пятимиллионной долларовой взяткой) и Алуштинском горсовете, где сейфы должностных лиц были буквально напичканы конвертами с деньгами. На фоне телекартинок с оперативным видео о борьбе с коррупцией можно было бы говорить с оптимизмом, если бы не результаты проведенного нами исследования, которое показало явную вероятность того, что мало кто из коррупционеров понесет заслуженное наказание. Все дело в том, что это им не позволит… закон.

Слепоглухонемая Фемида

Закон Украины «О борьбе с коррупцией» был принят почти 13 лет назад — 5 октября 1995 года. С тех пор в него 11 раз вносились изменения. Однако понятие коррупции, считают правоведы, в нем до сих пор четко не выписано. Закон определяет понятие коррупции и коррупционных действий как «деятельность лиц, уполномоченных на исполнение функций государства, направленная на противоправное использование предоставленных им полномочий для получения материальных благ, услуг, льгот или других преимуществ». За такие деяния несут ответственность госслужащие, члены правительства, народные депутаты и депутаты ВР Крыма, а также депутаты советов всех уровней, должностные лица местного самоуправления и вооруженных сил.
Ответственность — административная, т.е. штрафы. Можно сказать, смешные: от 225 до 450 грн. Между тем международно-правовые документы, в том числе и ратифицированная Украиной конвенция ООН против коррупции, определяют это явление как уголовно наказуемое деяние.
Кроме того, в 2005 году, после «оранжевой» революции, лидеры которой обещали беспощадную борьбу с коррупцией, законодатели… еще больше смягчили закон о борьбе с ней и исключили обязательность увольнения коррупционеров с должностей. «Общественность вроде настраивается на эффективную борьбу с коррупцией, а на деле получается: если раньше снимали хоть должностных лиц без разговора, то потом поняли, что всех снимать — назначать будет некого. Я всегда говорил, что лучше сходить в гости ко всем этим должностным лицам и посмотреть, как они живут, сопоставить с размерами зарплаты. Тогда мы увидим дома по нескольку этажей, даже с лифтами», — говорит председатель президиума Коллегии адвокатов Крыма Владимир Зубарев.
Чтобы реально увидеть следствие этого закона, например, в Крыму, достаточно проследить судьбу административных протоколов, составленных по фактам взяточничества и других проявлений коррупции. Листая эти документы, невозможно не заметить пометку «на рассмотрении в суде» спустя месяцы после составления напротив фамилий лиц, занимающих большие должности. «У нас есть прекращенные административные дела о коррупции и есть дела, закрытые за отсутствием события и состава правонарушения. Проблема в том, что суды затягивают решение этого вопроса. Проходит полгода — и человека уже нельзя привлечь к ответственности. Тогда дело закрывается в связи с истечением срока привлечения к админответственности», — поясняет прокурор автономии Владимир Бойко.
По данным прокуратуры республики, в этом году количество выявленных правоохранителями фактов коррупции по сравнению с прошлым годом уменьшилось почти на четверть. Почти на столько же уменьшилось и количество лиц, оштрафованных судами за совершение коррупционных правонарушений. При этом 35 дел в прошлом году и уже 13 в этом были закрыты судами, в основном по причине отсутствия состава правонарушения.
Лишнее доказательство этому — последний пример, когда Центральный райсуд Симферополя освободил из-под стражи секретаря Новофедоровского поссовета Сакского района, обвиняемую во взяточничестве. По сообщению пресс-службы прокуратуры Крыма, уголовное дело по факту вымогания и получения секретарем исполкома и главой комиссии по регулированию земельных и водных отношений поссовета взятки в размере 5,5 тыс. дол. было возбуждено 20 мая. При этом чиновница была арестована на месте преступления, уже имея на то время статус подсудимой, так как ранее ей было предъявлено обвинение в совершении аналогичного преступления в июне 2007 года. На время расследования повторного преступления чиновница была взята под стражу, однако 18 июля Центральный районный суд Симферополя освободил обвиняемую.
Председатель Апелляционного суда АРК Михаил Тютюнник считает, что главная причина этого — ошибки при составлении протоколов. И виноват здесь старый закон. «Относительно статьи первой нет никаких проблем. Все понятно. Но это коррупция в чистом виде. А статья пятая связана с коррупцией. Это не является коррупцией. Тут проблемы. Из-за этих проблем допускаются ошибки. Например, чиновники получили какую-то надбавку к зарплате — является ли это коррупцией? Мы считаем, что нет. Законом это не предусмотрено. Это Трудовой кодекс. Проблемы в статье пятой», — говорит он.
Кстати, за последние три года, как сообщил М. Тютюнник, ни один судья или работник суда не привлекались за совершение коррупционных правонарушений. Так что всеобщее мнение о коррупционности судов ничем не доказано!

STOP-контроль!

В цивилизованных государствах с коррупцией борются начиная с установления предельной стоимости подарков, которые по случаю дня рождения или других праздников получают должностные лица. Государство это жестко контролирует. В Украине данный вопрос пока четко не урегулирован. Как, впрочем, и процедура, считающаяся в развитых странах очень действенным способом против коррупции, — заполнение государственными чиновниками деклараций о доходах.
В США более 20 тыс. чиновников различных рангов обязаны не только подавать их в соответствующие органы, но и публиковать. При этом любой гражданин Штатов, заполнив заявку установленного образца, может получить копию декларации любого лица при власти, включая президента, на которого распространяется публичная система декларирования.
В Украине механизм декларирования имеет несколько иной вид. Подача декларации предусмотрена Законом «О государственной службе» и все тем же Законом «О борьбе с коррупцией». Она подается госслужащим или претендентом на какую-либо государственную должность в отдел кадров по месту работы. При этом, отмечают в налоговой, эта информация является конфиденциальной, и закон запрещает ее разглашение.
Однако есть и исключения.
В Законе «О борьбе с коррупцией» приведен перечень госслужащих, которые обязаны обнародовать свои декларации в официальных изданиях. Среди них первые лица государства: президент Украины, председатель ВР и его заместители, народные депутаты Украины, премьер-министр, председатель и судьи Конституционного, Верховного и высшего специализированного судов и другие. В своих декларациях они также должны указывать доходы членов своих семей. Однако если они это не сделают, им ничего не будет! Ответственность за это нарушение законом не предусмотрена.
Крымские топ-чиновники в этот перечень не входят, а следовательно, не обязаны выносить свое финансовое положение на публику. Впрочем, в последнее время завеса секретности вокруг заработков и имущества нескольких непоследних должностных лиц автономии приоткрылась. Связано это с судебным скандалом между главой крымского парламента Анатолием Гриценко и замом постоянного представителя президента Украины в АРК Валерием Пробей-Головой. Заместитель постпреда президента опубликовал свою декларацию, чтобы опровергнуть обвинения в коррупции в свой адрес. Примечательным в ней является то, что все имущество (земельный участок на ЮБК, дом рекреационного назначения у моря, автомобиль и т. д.) представлено как собственность самого чиновника, а не жены или родственников. В Крыму это пока первый случай, когда чиновник добровольно вызвался публично предоставить крымчанам отчет о своем материальном положении и даже продемонстрировал имущество по телевидению.
Председатель крымского парламента Анатолий Гриценко предоставил данные о своих доходах за прошлый год
информационному агентству КИА после скандала с покупкой дорогого автомобиля под давлением журналистов, не прекращавших задавать вопросы о том, на какие же средства «Мерседес Benz S500 Long» стоимостью 1 млн. 243,5 тыс. грн. был приобретен. Спикер уверял, что погашение кредита на покупку авто будет вестись из его зарплаты в течение 15 лет. Но сделано это было гораздо раньше — менее чем за год.
Вопрос, за счет каких средств ему удалось погасить кредит, учитывая, что доход спикера, согласно им же обнародованной информации, в прошлом году составил около 240 тыс. грн., а на счетах его и супруги было 92 тыс. грн., пока остается без ответа. Кроме истории с «Мерседесом», нет ответа и на вопросы, связанные с приобретением телекомпании «Орфей», владелицей которой, по словам самого спикера, является его супруга, а также с покупкой им за смешные деньги конфискованной яхты, по поводу которой спикер судится с газетой «События» и нардепом Геннадием Москалем. И отвечать на эти вопросы Анатолий Гриценко не желает. Программе «Вопрос национальной безопасности» в интервью он также отказал.
Вместе с тем в этом году на обращения журналистов к чиновникам высшего звена автономии с просьбой предоставить декларации о доходах были получены всего 7 ответов. И не во всех были декларации. Так, удовлетворить просьбу представителей масс-медиа смогли вице-спикер Михаил Бахарев, а также председатели постоянных парламентских комиссий Олег Русецкий, Григорий Иоффе и Олег Родивилов. Не побоялись вывернуть карманы на публике и министры — Владимир Баженов и Татьяна Ежова.
Теперь посмотрим, как же можно проверить правдивость деклараций слуг народа? Оказывается, практически никак. Ни один из законов не определяет, какой контрольный или правоохранительный орган вправе это сделать. Умело используя другие законы, чиновники могут просто отказать в предоставлении «информации о личности» даже СБУ и прокуратуре. Отсюда и результат. Если проанализировать статистику по привлечению госслужащих к ответственности за коррупционные правонарушения, протоколы по фактам недостоверного составления деклараций фактически отсутствуют. Заместитель начальника главка СБУ в АРК Сергей Науменко объясняет — это бесперспективно: «У нас были прецеденты, когда мы дважды составляли протоколы по ненадлежащему оформлению декларации о доходах. При рассмотрении в суде мы сталкивались с проблемой, когда суд требовал от нас доказать умышленность действий этих субъектов, хотя законом это не предусмотрено».

Декларация расходов

Впрочем, опубликованные декларации чиновников мало что говорят о реальности. Чтобы декларации стали действенным инструментом контроля чиновников, не нужно изобретать велосипед, считает народный депутат Украины Виктор Шемчук, достаточно изменить ее форму и ввести декларацию расходов. «Сегодня чиновник, который получает довольно ограниченную и четко прописанную в нормативных актах зарплату, позволяет себе делать покупки, которые абсолютно не отвечают уровню его доходов. И мотивируя свои расходы, он должен был бы указать, как зарплата в 16 тысяч может трансформироваться в дом стоимостью миллионы долларов или транспортное средство, которое стоит тысячи, десятки сотен тысяч в иностранной валюте», — отмечает В. Шемчук.
В СБУ также считают, что приучить чиновника к порядку можно только при помощи ужесточения закона. «В прошлом году были зафиксированы порядка девяти тысяч новых автомобилей, которые куплены в Крыму и зарегистрированы в органах ГАИ. Должностные лица, их дети ездят на дорогостоящих автомобилях, которые оформлены не на них, а на каких-то бабушек и дедушек. Налоговая пытается навести порядок, но нет никаких рычагов в этом плане», — говорит Сергей Науменко.
Борьба с коррупцией в нынешнем ее виде напоминает хождение по замкнутому кругу. Все вроде борются с ней и в то же время отлично понимают, что перспектива этой борьбы довольно туманна без изменения антикоррупционного законодательства — необходимо введение уголовной ответственности за коррупционные деяния вместо административной. Здесь же следует четко определить разницу между получением материальных благ, за которые чиновника ожидает штраф, и взяткой, за которую ему светит лишение свободы.
Кроме того, следует расширить круг должностных лиц, обязанных публиковать свои декларации о доходах. Публичным декларированием должны охватываться не только первые лица страны, но и регионов. В то же время пока лишь 15 — 20% народных депутатов Украины ежегодно публикуют свои декларации. И никогда мы с вами не видели декларации о доходах высшего судейства или генпрокурора.
Публичными также должны быть решения административных судов в отношении нарушителей Закона «О борьбе с коррупцией». На сегодня они мало кому известны — информацию о коррупционерах правоохранители дают в прессу без указания фамилий, а от должности таких чиновников отстраняют очень редко. Кто же будет бояться преступить закон?
Как говорят, чтобы вылечить болезнь, нужно сначала определить и устранить причину ее возникновения. А коррупцию в народе действительно называют болезнью… грязных рук.

Материал подготовлен в рамках проекта журналистских расследований «Вопрос национальной безопасности» при поддержке проекта содействия активному участию граждан в противодействии коррупции «Гiдна Україна», который осуществляется «Менеджментс Систем Интернешнл» (MCI), благодаря поддержке Агентства США по международному развитию (USAID) и корпорации «Вызовы тысячелетия» (МСС).

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Политика:

 

Даже на календаре Кикабидзе вызывал мужскую ревность

[1K] Звездопад :: Даже на календаре Кикабидзе вызывал мужскую ревность Раньше календари с изображением этого знойного мужчины висели едва ли не в каждой советской конторе, особенно в тех, где работали женщины. Вальяжный, мужественный, в шляпе, руки сложены на груди. Конечно же, борода — как важнейшая соблазняющая...

Как можно избежать незаконного увольнения

[1K] Соцзащита :: Как можно избежать незаконного увольнения Отношение к работе в последние годы сильно изменилось: появилось много людей, готовых получать относительно небольшой доход, но непременно иметь «свое дело». Тысячи неустроенных молодых людей готовы месяцами и годами ждать подходящего места —...

Большие гонки за вымогателем

[1K] Криминал :: Большие гонки за вымогателем Нынче наши водители пользуются повышенным вниманием со стороны криминалитета. Отверточники, барсеточники, преступники, прокалывающие колеса, и масса других представителей разных уголовных профессий охотятся на владельцев автомобилей. И зачастую...

«Заграничные вина ярославского производства» от купцов Елисеевых

[1K] Среда обитания :: «Заграничные вина ярославского производства» от купцов Елисеевых Секрет знаменитого брэнда

По своим масштабам торговый дом Елисеевых играл в экономике Российской империи такую же роль, какую сейчас играют на Западе огромные торговые компании. Это была целая империя со своими заводами, складами,...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Платьице к свадебке
  • В Крыму не хватает кемпингов и мотелей
  • «Куриный бизнес» делили с помощью оружия
  • Чувство к «горячему крымскому парню» обернулось для девушки тремя месяцами комы
  • Смутное время маленьких войн
  • Села полуострова до сих пор носят имя палача царской семьи
  • Глазированные фрукты Алексея Абрикосова
  • Сурб-Хач — Святой Крест
  • Кабмин повысил минимальную пенсию
  • За сезонную работу в курортных регионах стали платить на 30 — 40% больше
  • Кусты крыжовника болеют? Нужны новые посадки
  • С ним мы танцевали «В ту степь» и переживали за Малиновку
  • Красное вино замедляет старение
  • Москва решила взять Запад на испуг?
  • Фонд Ахметова поставил «неуд» крымскому руководству по всем статьям
  •  
    Яндекс.Метрика