Категории
 
архив
 
233 < 234 > 235



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Германов много не бывает, но важно не количество, а качество

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Телемир :: Германов много не бывает, но важно не количество, а качествоАлексей Герман, отметивший в июле 70-летний юбилей, — типичный представитель творческого клана или, если хотите, династии. Конечно, Германов в искусстве куда меньше, нежели, например, Михалковых, но тоже вполне хватает.
Отец Алексея Юрьевича Германа, Юрий Герман, был известным, если не сказать — знаменитым, писателем. Неслучайно лучшие фильмы Алексея — «Проверка на дорогах» и «Мой друг Иван Лапшин» — сняты по произведениям отца. Так что дело тут в глубоко обоснованной, прочувствованной преемственности.
Да, Герман снимает свои фильмы удивительно, демонстративно долго, особенно по нынешним стремительным временам. Рекорд — промежуток между «Моим другом Иваном Лапшиным» и «Хрусталев, машину!». Он составил 14 лет. Так что 8 или 9 лет промежутков между другими фильмами — это, простите, семечки. Не знаю, вошел ли Герман в Книгу рекордов Гиннеса, но о его неторопливости говорят и пишут все.
Раньше предполагали, что эти паузы связаны с тем, что фильмы Германа с трудом принимались цензурой. Ан нет — в свободные времена Герман все так же никуда не спешил, сводя с ума людей, которые с ним работали. Причем эта неспешность не была демонстративной. Скорее, это внутренняя потребность, необходимость, скрупулезность — назовите как хотите.

Как они с Быковым партизанили

До первого фильма — «Проверка на дорогах» — в биографии Германа было много всякого. Окончил театральный институт, попробовал себя в качестве ассистента режиссера в знаменитом товстоноговском БДТ. Затем снял первый самостоятельный фильм, не прогремевший, но вполне добротный, — «Седьмой спутник». Так что приход в кино, надо понимать, был вполне сознательным. «Проверка» была закончена в 1971 г., когда Герману было 33 года. Возраст Христа, возраст выстраданности и зрелости.
Однако к зрителям этот фильм пришел только в 1985 году, пролежав 14 лет на полке. Тогда и появилось название — «Проверка на дорогах». До этого картина называлась, как и повесть Юрия Германа, — «Операция «С Новым годом». Позднее появилась чудесная комедия Александра Рогожкина под таким же названием, повествующая о том, как праздновали Новый год в больнице, но к Германам эта картина, понятное дело, не имеет никакого отношения.
Алексей Герман до сих пор не понимает, почему стал экранизировать именно это отцовское произведение, которое сам Юрий Герман считал малоудачным. Наверное, чувствовал в этой повести какие-то скрытые возможности. Позднее, после смерти отца, он продолжил работу над сценарием с драматургом Эдуардом Володарским.
Герману удалось отстоять тогда интересный актерский ансамбль для своего фильма. На роль партизанского командира Локоткова утвердили-таки Ролана Быкова, хотя в представлении кинематографического начальства маленький и неказистый Быков на героического партизана категорически не тянул. На роль Лазарева, побывавшего в немецком плену, собирались утвердить Владимира Высоцкого, но тот в очередной раз впал в немилость, загуляв с размахом на съемках «Опасных гастролей». Вместо Высоцкого Герману утвердили Владимира Заманского, утвердили с трудом, говоря, что у того слишком грустные глаза. Съемки медом не показались. То никак не могли найти подходящую брошенную деревеньку, то наступала зима, когда нужно было снимать осень, и наоборот. То Ролан Быков пускался в загулы и исчезал со съемок, хотя, когда его возвращали и приводили в порядок, работал божественно, фонтанировал идеями.
Заманский, сыгравший порядка 60 ролей в кино, говорил, что роль Лазарева так и осталась для него самой лучшей, самой дорогой. «Работать с Германом очень трудно, но интересно», — могли бы сказать, наверное, все актеры, снимавшиеся в картинах режиссера. Герман сразу зарекомендовал себя очень серьезным достоверным творцом, для которого не существует мелочей.
Картину, наверное, поэтому и положили на полку, что почувствовали в ней некую правду, непарадность. Что-то настоящее почувствовали. Приписали «Проверке» все недостатки, свойственные фильмам о войне. Средства, потраченные на съемки, списали в убыток, коллеги смотрели на Германа волком — весь «Ленфильм» в течение квартала не получал премии.
После перестройки, как водится, картину объявили гениальной. Создателей наградили Государственной премией.

Он сделал из Никулина любовника…

Представить клоуна Никулина, который играл в кино преимущественно балбесов, серьезным военным журналистом, уже нестандартно. Заставить Юрия Владимировича сыграть героя-любовника — тем более смело. Все это проделал Алексей Герман на съемках фильма «Двадцать дней без войны». Проделал при поддержке автора повести, Константина Симонова. Константин Михайлович был мужчиной решительным, однажды уже дал добро сделать генералом Серпилиным в «Живых и мертвых» Анатолия Папанова, который на сцене Театра сатиры играл в то время практически одних недоумков, и теперь повторил тот же ход с Никулиным в роли военного корреспондента Лопатина — от противного: да здравствует герой с совершенно негероической внешностью! Вот внешность Аллы Демидовой, которую Герман видел Никой, Симонова никак не удовлетворяла: она была слишком похожа на бывшую зазнобу Константина Михайловича, актрису Валентину Серову, поэтому утвердили в конце концов Людмилу Гурченко, которая как раз Германа категорически в этой роли не согревала.
Никулин тоже сниматься в картине не хотел. Но Герман его уболтал за чаем. Глядя в глаза режиссеру, Юрий Владимирович, сам не зная, почему, в конце концов согласился.
Съемки, как всегда у Германа, велись в обстановке, приближенной к боевой. Тыл военного времени — значит, тыл военного времени. Если холод — так холод, голод — так голод. Никулин должен был все время, даже когда съемок не было, ходить в шинели и гимнастерке. Никулин похудел. Но нужно было похудеть еще больше. «Не ешьте много, Юрий Владимирович, завтра у вас крупный план», — предупреждал его заранее Герман, и, когда Никулин садился есть, рядом с ним обязательно пристраивалась супруга режиссера, Светлана Кармалита, которая следила, чтобы Никулин не переедал, а есть тому ох как хотелось…
Гурченко и Никулина поселили в поезде, в соседних купе. Людмила Марковна потом рассказывала, что она очень быстро узнала, «что ест партнер, как он присвистывает во сне, как пукает». Однажды к ней в купе постучали. На пороге стоял полуобнаженный Никулин — в семейных трусах с полотенцем через плечо. Он высказался в том смысле, что Герман собирается снимать их постельную сцену, поэтому надо привыкать к телам друг друга…
Как привыкнуть к завышенным требованиям Германа — вот в чем была проблема. Не раз актеры готовы были пойти на конфликт. Но сдерживались: чувствовали, что в своих претензиях, в своем упрямстве режиссер был прав. Прав был, когда в течение 26 часов снимал монолог Алексея Петренко в поезде. Прав, когда гробился, работая с пятитысячной массовкой во время сцены митинга, вызывая специально для этого эпизода женский духовой оркестр и врубив по динамику без предупреждения «Вставай, страна огромная!». Прав, когда в очередной раз отстаивал Никулина в роли Лопатина, не спасовав даже перед Симоновым, которому Никулин вдруг на какой-то период разонравился.
Конечный результат, высокий, настоящий, конечно, расставил все на свои места. Но до сих пор не забылось, как злорадствовала творческая группа, когда во время съемок их строгого командира Германа неожиданно оплевал своенравный верблюд…

…а из Миронова инфернального писателя

На мой взгляд, самая сильная картина Германа — «Мой друг Иван Лапшин». Много раз ее смотрел, но никогда не следил за сюжетом. Смотрел на лица. Через эти необычные лица Герман очень точно передал необычное время — 30-е годы прошлого века, по-своему страшное, но удивительно насыщенное, глубокое время. То ли будни уголовного розыска, то ли любовный треугольник.
Лицо Андрея Болтнева, сыгравшего Лапшина, — то ли ужасно некрасивое, то ли прекрасное в своей неправильности. Провинциал Болтнев стал московским актером, предложения сниматься «после Германа» следовали одно за другим. Алексей Юрьевич так и не смог простить своему Лапшину, что после такой роли он сыграл мерзавца Кротова в телесериале «Противостояние», и отсвет этого кошмарного Кротова невольно упал на их общего дорогого Лапшина.
Лица Нины Руслановой, Алексея Жаркова. Не актеры — реальные люди из того времени. Настроение, атмосфера, запах эпохи переданы высококлассно, с какой-то не только германовской, но и чеховской атмосферой.
Лицо Андрея Миронова в роли писателя Ханина. Абсолютно неживое лицо, инфернальное, откуда-то не отсюда. Куда делся легкий дамский угодник, который пел о бабочке и об острове невезения. Как можно забыть сцену, где герой Миронова пытается покончить жизнь самоубийством?.. А во время съемок поклонницы Миронова дежурили под окнами гостиницы. Герман предлагал использовать Андрея как наживку и с его помощью затаскивать внутрь барышень для всей творческой группы.
После «Лапшина» был долгий и мучительный период съемок картины «Хрусталев, машину!». Этот фильм, может быть, прозвучал уже как-то не так. Теперь ждем «Трудно быть Богом». Как выдержал Леонид Ярмольник, играющий в этой картине Румату, годы мучительных съемок с Германом, только Ярмольнику и Герману, наверное, известно. Может быть, это будет последняя картина Алексея Германа. А может, и нет. Пока он продолжает заниматься своим делом так, как его понимает. У него куча болячек, многолетняя жена-соратница Светлана Кармалита, сын — тоже Алексей и тоже режиссер, прозвучавший своим «Гарпастумом», совершенно непохожий и одновременно так похожий на отца. И наверное, на деда.
Связь не прерывается, не прерывается связь.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Спикеру пытались вручить протокол о коррупции. Пострадала охрана

[1K] Политика :: Спикеру пытались вручить протокол о коррупции. Пострадала охрана В отношениях руководства автономии с МВД очередной виток напряженности. В минувшую пятницу офицеры управления по борьбе с коррупцией и организованной преступностью попытались вручить крымскому спикеру так называемый протокол о коррупции. Попытка...

Болезнь грязных рук

[1K] Политика :: Болезнь грязных рук Страна непуганых мздоимцев: почему в Украине чиновникам-коррупционерам жить хорошо

В последнее время информпространство заполнилось сообщениями из различных регионов страны о задержании чиновников и депутатов при получении взяток....

Украина стремительно догоняет Европу по уровню цен на топливо

[1K] Инфраструктура :: Украина стремительно догоняет Европу по уровню цен на топливо На отечественном рынке нефтепродуктов продолжается медленный, но уверенный рост цен. Горючее дорожает в среднем на 1% в неделю. Эксперты прогнозируют, что подобная динамика сохранится до конца августа. В результате к сентябрю литр А-95, возможно,...

Акцизные марки на алкоголь и табак изменят внешний вид

[1K] Инфраструктура :: Акцизные марки на алкоголь и табак изменят внешний вид С 1 августа бутылки с одним из любимых национальных напитков — горилкой — будут оклеивать акцизными марками нового образца. Помимо усовершенствованного дизайна, они получили усиленную степень защиты, что, по задумке Государственной налоговой...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Платьице к свадебке
  • В Крыму не хватает кемпингов и мотелей
  • «Куриный бизнес» делили с помощью оружия
  • Чувство к «горячему крымскому парню» обернулось для девушки тремя месяцами комы
  • Смутное время маленьких войн
  • Села полуострова до сих пор носят имя палача царской семьи
  • Глазированные фрукты Алексея Абрикосова
  • Сурб-Хач — Святой Крест
  • Кабмин повысил минимальную пенсию
  • За сезонную работу в курортных регионах стали платить на 30 — 40% больше
  • Кусты крыжовника болеют? Нужны новые посадки
  • С ним мы танцевали «В ту степь» и переживали за Малиновку
  • Красное вино замедляет старение
  • Москва решила взять Запад на испуг?
  • Фонд Ахметова поставил «неуд» крымскому руководству по всем статьям
  •  
    Яндекс.Метрика