Категории
 
архив
 
221 < 222 > 223



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Сорок лет спустя тот «Теленок» кажется действительно золотым

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Телемир :: Сорок лет спустя тот «Теленок» кажется действительно золотымСегодня экранизировать знаменитые романы Ильи Ильфа и Евгения Петрова может каждый, были бы деньги. А когда-то проблемой было не то что снять «Золотого теленка» или «12 стульев», но даже просто получить разрешение на экранизацию. В послевоенные годы это удалось Михаилу Швейцеру, в результате чего на белый свет 40 лет назад появился очень симпатичный «Золотой теленок».

Остапа нашли заранее

Михаил Швейцер пробивал свою экранизацию несколько лет. Он пользовался репутацией серьезного режиссера, таковым и являлся, но даже ему не разрешали. Искренние доброжелатели среди чиновников от кино (а такие были во все времена) понимающе качали головой и тихо говорили: «Рано». Потом в одном из кабинетов многозначительно произнесли: «Можно». По годам это примерно совпало с отставкой руководителя советского государства Никиты Сергеевича Хрущева. Началось очередное потепление, очередное время перемен — недолгое, как всегда. Надо было успеть.
Михаил Швейцер успел. Наверное, успел потому, что внутренне давно был готов приступить к работе. Если снимавший позднее «12 стульев» Леонид Гайдай мучительно искал актера на роль Остапа Бендера и пересмотрел с этой целью едва ли не все дееспособное мужское актерское население советской страны, то Швейцер знал твердо: великим комбинатором будет Сергей Юрский и никто другой.
Юрский тогда был в зените популярности, его часто снимали в кино, он много играл в ленинградском БДТ у Георгия Товстоногова, много и хорошо.
До сих пор идут споры, какой из всех кино-Остапов самый-самый (в этом ряду Андрей Миронов, Олег Меньшиков, Николай Фоменко, Арчил Гомиашвили), но многие сходятся в том, что наиболее убедительным получился великий комбинатор именно у Сергея Юрского в «Золотом теленке».

А сатира была с печалью

Да, это был невеселый Бендер. Он предчувствовал свое поражение, еще только готовясь одержать победу. Он не хотел одерживать эту победу, вернее, его гораздо больше интересовал процесс, а не результат. Бендер Юрского — ироничный, остроумный, элегантный. Ему очень шло танцевать танго. И еще, что очень важно, командор получился неодноплановым. Юрский — актер в высшей степени интеллектуальный и вместе с тем совсем не чуждый цирку — дал своему герою целый букет весьма привлекательных качеств, редкое сочетание острого ума и крепкого, почти циркового тела.
Сам фильм Швейцера тоже оказался неодноплановым и не слишком веселым. Было странно — как же так, один из самых смешных сатирических романов, и вдруг проступает откуда ни возьмись такая необъяснимая грусть. Вряд ли это было случайным. Михаил Швейцер никогда не был комедиографом, он снимал серьезные фильмы, всегда был повышенно внимателен к литературному первоисточнику, кропотливо воссоздавал эпоху, подробно работал с актерами. Сегодня таких режиссеров днем с огнем не сыщешь.
У Швейцера что ни назначение на роль — попадание в десятку. Можно ли представить более точного Шуру Балаганова, чем Леонид Куравлев, или более колоритного Паниковского, чем Зиновий Гердт? Да и страшный и смешной одновременно подпольный миллионер Корейко в исполнении уникального Евгения Евстигнеева — это просто класс. Такая гениально бесцветная вошь с огромной внутренней силой. Страшно — и одновременно смешно.
Если Куравлева на роль Шуры Балаганова Швейцер присмотрел давно, то Паниковского он выбирал из Ролана Быкова, Георгия Вицина, Зиновия Гердта. Хромой Гердт, артист Театра кукол под руководством Сергея Образцова, оказал-
ся идеальным, каноническим Михаилом Самуэльевичем Паниковским. Актер согласился играть с одним условием — его герой не будет омерзительным и отталкивающим, это будет жалкий и смешной большой ребенок. И они с Шурой в фильме действительно дети — и когда пилят гирю, и в другие моменты.
Нельзя не упомянуть об Адаме Козлевиче. Им стал ленинградский актер Николай Боярский, дядя будущей звезды Михаила Боярского. Компания подобралась интеллигентная.

Евстигнеев засыпал даже на верблюде

Натуру для съемок выбрали колоритную. Арбатов — это Юрьев-Польский, Черноморском стала Одесса, эпизоды на Турксибе снимали в Туркмении, возле Небит-Дага.
Съемки несколько осложнялись тем, что Леонид Куравлев одновременно был занят в картине «Вий», где играл главного героя Хому Брута, за которым гонялась в гробу Панночка — Наталья Варлей. Так что Куравлева приходилось делить, и когда Михаил Швейцер на несколько дней заболел, в съемочной группе «Вия» наблюдалось ликование — Леня на этот срок всецело принадлежал им.
Переход на верблюдах снимали в окрестностях угнетающего безжизненного озера. Кстати, до сих пор участники картины прежде всего вспоминают съемки сцен в пустыне. Сергей Юрский рассказывает, что у Евгения Евстигнеева была привычка моментально засыпать во время перерыва в съемках, даже если пауза была очень короткой, Евстигнеев успевал вздремнуть на ящиках, на досках, на чем попало. Частенько даже просил реквизиторов раскладушку в уголке павильона ставить — так, на всякий случай. А однажды и вовсе уснул… на верблюде — качало, что поделаешь.
Когда пересматриваешь «Золотого теленка», просто-таки физически ощущаешь те эпизоды, где Швейцеру приходилось наступать на горло собственной песне, соблюдая политес с идеологией. Чувствуется, что тяжелее всего режиссеру дались сцены, где требовалось развенчать Бендера и его компанию, изображая восторг перед счастливой советской действительностью — настоящим автопробегом или презрением студентов в поезде, узнавших, что вместе с ними едет настоящий миллионер, что не есть хорошо.
Сейчас это выглядит, конечно, смешно. Сегодня и мошенник Корейко выглядел бы настоящим героем нашего времени, а оборотистый Бендер — трижды, четырежды героем. Кстати, Остапа в исполнении Сергея Юрского было действительно жаль — и когда от него уходила Зося Синицкая, и когда арестовали Балаганова, которого даже большие деньги не сумели изменить, и, конечно, во время обыска на румынской границе.
Жаль было и «Воронью слободку», которую Швейцер вырезал из фильма то ли по собственной инициативе, то ли по настойчивому предложению цензуры.
Во всяком случае, мы так и не лицезрели сцены с участием знаменитого Васисуалия Лоханкина в исполнении Анатолия Папанова, так и не услышали знаменитое: «Варвара, ты волчица! Ты самка, Варвара!». Хорошо хоть сцены эти сохранились в архивах, и позднее их народу все-таки показали по телевидению.

Шилкиной до Швейцера далеко

«Золотой теленок» вышел на экраны в 1968 году. В это время Сергей Юрский волей судьбы оказался в Чехословакии — как раз в то время, когда туда вошли советские танки. Неунывающему Остапу было тогда не до смеха. В фильме у него были проблемы с румынами, в жизни у советской страны — с чехословаками. Вот такая дружба народов.
Картину Михаила Швейцера можно с удовольствием смотреть и сегодня. Это серьезная работа, без кривляний и глупых трюков. Конечно, современный телесериал с Олегом Меньшиковым в роли Остапа Бендера нельзя и рядом поставить с экранизацией Швейцера. В новой версии все работают мимо кассы: режиссер Ульяна Шилкина беспомощна до крайности, Бендер вял и анемичен, Балаганов и Паниковский выглядят отталкивающе…

Вспомнят ли об этом телесериале 40 лет спустя после его создания? Вряд ли.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Телемир:

 

Первый не тот, кто крикнул: «Эврика!», а кто успел получить патент

[1K] Инфраструктура :: Первый не тот, кто крикнул: «Эврика!», а кто успел получить патент Согласитесь, творческие люди — это настоящие двигатели прогресса. Они постоянно что-то выдумывают, изобретают, моделируют, смело ломают стереотипы и переворачивают все с ног на голову. И правильно делают! Иначе человечество до сих пор прозябало бы...

Агентства по жилищным аферам

[1K] Криминал :: Агентства по жилищным аферам В последнее время в связи с ростом цен на недвижимость и не боящимся этого роста ажиотажным спросом на жилье увеличилось и число квартирных мошенников. Как правило, действуют они теперь не как частники-одиночки — им сейчас никто не верит, а как...

Жилья построят на 20% больше. Если найдут земли под новостройки

[1K] Инфраструктура :: Жилья построят на 20% больше. Если найдут земли под новостройки В нынешнем году, согласно планам Министерства строительной политики и архитектуры Крыма, будет введено в эксплуатацию 625,56 тыс. кв. м жилья, что на 103,52 тыс. кв. м, или на 19,8%, больше, чем в 2007 году. Впрочем, планы могут и не стать...

Что скрыл Гриценко в своей декларации о доходах

[1K] Политика :: Что скрыл Гриценко в своей декларации о доходах Председатель Верховной Рады Крыма Анатолий Гриценко, как и обещал, наконец-то обнародовал декларацию о своих доходах за прошлый год. Правда, официального документа, подаваемого в налоговые органы, общественность от спикера так и не дождалась, а...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Проститутки тоже хотят… замуж
  • Тося из «Девчат» и смешная королева бензоколонки
  • Верить ли слухам: Путин женится на Кабаевой?
  • Весенняя чистка: одуванчик, крапива и хвощ полевой
  • Капризные соседи среди плодовых деревьев и кустарников
  • Дубай: мираж или восьмое чудо света?
  • Аренда недвижимости на ЮБК подорожала
  • Крым потратит на подготовку к курортному сезону 2,5 млн. грн.
  • Помидоры жируют, или О чем говорит внешний вид растений
  • Волшебный витамин D
  • Контрабанда: от исторических ценностей и золота до... крокодилов
  • Какая судьба ждет брошенные карьеры?
  • Дружба народов по-крымски
  • В Украине назревает финансовый кризис?
  • Стоимость природного газа для населения начнет расти уже в мае
  •  
    Яндекс.Метрика