Категории
 
архив
 
202 < 203 > 204



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

О бедных гусарах замолвите слово… И разбавьте музычкой

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: О бедных гусарах замолвите слово… И разбавьте музычкойВпрочем, гусары в новом спектакле Крымского украинского музыкального театра «Дамы и гусары» совсем не бедные. Очень даже фактурные мужчины, пышущие здоровьем и в отличном настроении. Разве что Капеллан (В.Лукьянов) несколько субтилен по сравнению с остальными, как будто в гусарском обществе его недокармливают или он сам постится по Божьей воле. Но это даже хорошо — есть контраст. А так — бравые гусары, даже очень. Действительно, как на подбор — Николай Бондарев-
ский, Валерий Карпов, Владислав Черников — весь цвет театра.
И все-таки гусары, конечно, бедные, ведь, по замыслу драматурга Александра Фредро, они, вдоволь понюхавшие пороху в своей жизни, на отдыхе подвергаются сильнейшему нападению со стороны слабого пола. И надо признаться, терпят поражение. У нас на эту тему написана пьеса «Давным-давно» («Гусарская баллада») — о том, как Шурочка Азарова обвела вокруг пальца поручика Ржевского, а вместе с ним Кутузова с Наполеоном и всю русскую и французскую армии в целом. Польский драматург Фредро назвал свою пьесу о том, как сильный пол пасует перед слабым, просто и понятно — «Дамы и гусары».
Театралы, конечно, знают эту комедию по старому спектаклю театра им. Е.Вахтангова. Эту постановку с участием Юрия Яковлева, Людмилы Целиковской, Алексея Кузнецова, Екатерины Райкиной и других актеров и нынче частенько показывают по телевидению, предлагая нам окунуться в желанный сердцу стиль ретро. Спектакль вахтанговцев был действительно мил и шел на московской сцене несколько десятилетий. Вроде бы ничего потрясающего в нем не было, но какая-то особая вахтанговская легкость была в нем найдена, была угадана какая-то потаенная грусть в этой польской легкости. И конечно, спектакль держал замечательный Юрий Яковлев, которому удалось, несмотря на молодость, игриво, забавно, с привкусом тонкой ностальгии изобразить стареющего майора.
Юрий Яковлев вспоминает: «Со спектаклем «Дамы и гусары» у меня связаны не только муки творчества, но и перемены в жизни. Началось все как-то невинно: мой майор влюбляется в молоденькую девушку, решает жениться, но разумно и вовремя понимает, что слишком поздно идти на такое. Как положено актеру, я вошел в роль, но несколько больше, чем этого требует сцена. Катя Райкина была очаровательна в этой роли: кокетливая, заманчивая, лукавая — уже весьма привлекательно, да еще так много говорили ее взгляды, что…». Да, интересный факт: именно после этого спектакля Юрий Яковлев женился в очередной раз — тогда на Екатерине Райкиной, дочери великого артиста-сатирика Аркадия Райкина.
Знаменателен был этот спектакль и для звезды советского кино Людмилы Целиковской. В Киеве, например, толпа почитателей подхватила актрису на руки у служебного входа в театр (она была на гастролях с труппой театра им. Е. Вахтангова с «Дамами и гусарами») и донесла по Крещатику до гостиницы.
Понесут ли после этого спектакля кого-нибудь из артистов Крымского украинского музыкального театра на руках, допустим, по проспекту Кирова, не знаю. Знаю, что наш украинский театр не впервые обращается к «Дамам и гусарам». Прежний спектакль помню плохо, нынешняя же постановка окрашена заметным обаянием и яркостью красок. Обаятелен майор в исполнении Н.Бондаревского, актера, который, вернувшись в театр после многолетнего отсутствия, заметно укрепил мужскую половину труппы. Обаятельны горничные Юзя, Зузя и Фрузя. Милы дамы, сестры майора, которые совсем не старые, как в пьесе у Фредро, а полные сил и, самое главное, огня. В целом дам на сцене так много, что непонятно, зачем на площадке еще и женские манекены. Может, это мишени, по которым в свободное время стреляют гусары? Тем более мужские манекены на сцене отсутствуют как класс. Авторская рекомендация — «сестры майора, одна другой старше и толще» — совсем не подходит ни к Н.Жук (пани Оргонова), ни к Э.Сапожковой (пани Дындальская). Ни возрастом, ни лишним весом здесь и не пахнет. Их героини наводят порядок с такой пробивной мощью, как будто летают на метле, настолько подминают ход событий под себя, что уже не понимаешь, кто на самом деле на сцене гусары, а кто — дамы. Слабым полом все чаще выглядят когда-то бравые мужички… Понимаешь одно: в спектакле украинцев устоять перед такими дамами невозможно. И уж конечно, совершенно победительно ведет свою атаку на ротмистра Т.Гончаренко. Ее пани Анелю — огонь и блеск в глазах — мало кто выдержит. По крайней мере, если выбирать между сестрами майора и молоденькой Софьей, то сестры выглядят в спектакле явно энергичнее и заманчивее.
На этой Софье и хотят женить далеко не юного майора его пробивные сестры — женить, чтобы завладеть немалыми деньгами зажиточного братца. Ситуация вполне комедийная, даже водевильная, и заканчивается все, как в водевиле: Софья получает в мужья молодого Эдмунда, с которым давно, оказывается, водит шуры-муры, а в придачу и деньги, из-за которых весь сыр-бор, — майор с облегчением отдает молодой парочке вожделенное приданое.
Водевиль — вещь хорошая, но его же нужно соответственно играть и ставить. Второй акт «Дам и гусаров» получился более легким и комедийным, в первом же все тянется достаточно долго и со скрипом. Даже Валерий Карпов, которому, бесспорно, подвластна комедийная стихия, в первом действии как будто дремлет, а во втором оживает, и наблюдать за его ротмистром весьма забавно. Веселы и легки горничные — во многом благодаря им зрители во втором акте просыпаются и начинают более живо реагировать на события, происходящие на сцене. Возникает впечатление, что внутри девушек какие-то механизмы, их завели перед началом спектакля — и завод все не кончается. Иногда даже кажется, что именно горничные — главные героини спектакля. Наверное, так не должно быть.
Но подлинно комедийная атмосфера живет в спектакле кусками. Действие выстроено неровно, порой становится даже скучно, а скука для комедии — смерть. Но тут, скорее, не в актерах дело, а в режиссере, вернее, в его отсутствии.
Хотя насчет отсутствия — это как сказать. Может быть, даже наоборот. Да, постановщик на поклоны не выходит, как будто его вообще в природе нет и спектакль поставили сами артисты вместе с дирижером. Хотя людям, сведущим в театральных делах, хорошо известно, что работал над спектаклем один режиссер, а потом пришел другой, который на афише пишется главным, и стал вносить свои резкие коррективы. На что первый обиделся и отошел в сторону. Не знаю подробностей и не буду гадать, что осталось в «Дамах и гусарах» от одного режиссера и что пришло с другим, для этого нужно непосредственно наблюдать за процессом репетиций. Но по результату видно, что в одном спектакле как бы сосуществуют два, и это сосуществование, а вернее, противостояние, вряд ли на пользу зрелищу.
Правда, необходимо заметить, что отсутствие режиссуры не всегда вред, а иногда и благо. С какой-то стороны даже и хорошо, что в «Дамах и гусарах» не чувствуется активной режиссерской руки и нет места вольным режиссерским фантазиям. Играют себе актеры, играют вполне правильно, работает оркестр под руководством А.Коваленко, есть оформление и костюмы Ю.Альяновой — и всего этого вполне достаточно.
Зрителям украинского театра все равно без разницы, есть в спектакле режиссер или нет. Они охотно смеются двусмысленным шуткам насчет кобыл и коз, а также заметно оживляются, когда гусары выпивают, а выпивают они на сцене чрезвычайно часто. Хороший, добрый у нас зритель. Что ни покажи — кричит «браво», и это правильно. Кричит, не слишком разбирая, где дамы, а где гусары.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Останется ли Мустафа Джемилев крымскотатарским туркменбаши?

[1K] Политика :: Останется ли Мустафа Джемилев крымскотатарским туркменбаши? Накануне V Курултая — национального съезда крымских татар, открывающегося сегодня в Симферополе, среди его делегатов сохраняется легкое замешательство. Мустафа Джемилев — бессменный лидер на протяжении вот уже 16 лет — снова заявил о своем желании...

Бизнес шаманов: водка под видом лосьона для рук

[1K] Криминал :: Бизнес шаманов: водка под видом лосьона для рук В бандитские времена на полуострове одним из самых криминогенных районов в Крыму был Ленинский. Здесь беспредел царил во всем — в районе властвовала мафия. Местные штольни служили надежным кладбищем для сотни «заказанных», Щелкинская АЭС пошла на...

Крымчанки чаще выходят замуж за иностранцев

[1K] Соцзащита :: Крымчанки чаще выходят замуж за иностранцев В последнее время в Крыму выросло количество браков, заключенных с иностранцами. В нынешнем году государственными органами регистрации актов гражданского состояния АРК было зарегистрировано 170 браков с гражданами стран дальнего зарубежья.
...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Не всякий газовый баллончик для самообороны разрешен законом
  • Одесский детектив. В центре не боцман, а Гоцман
  • Особенности национальной рыбалки, или Как «кидали» крымские банки
  • Баку и Ереван готовы к новой войне
  • «Вий» — старая добрая сказочка по сравнению с «Криком» и «Пилой»
  • Загадка разведчика: Вильям Фишер по имени Рудольф Абель
  • Пышные женщины рожают умных детей
  • Для развития ветроэнергетики недостает «зеленого» тарифа и электросетей
  • Циперус, антуриум и монстера даже пустыню превращают в оазис
  • Креветки укрепляют… сердце
  • Леонтьев выпал из воздушного шара
  • В Севастополе новая транспортная развязка
  • Прелюбодеяние при жене и ребенке
  • Осторожнее с мятой перечной
  • Самозахват в обнимку с дерибаном
  •  
    Яндекс.Метрика