Категории
 
архив
 
201 < 202 > 203



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

«Вий» — старая добрая сказочка по сравнению с «Криком» и «Пилой»

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: «Вий» — старая добрая сказочка по сравнению с «Криком» и «Пилой»Договоримся сразу: если гоголевский «Вий» — это, конечно, классика, то экранизация этого произведения, предпринятая советскими кинематографистами (фильм вышел на экраны 40 лет назад, в ноябре 1967 года), вряд ли может считаться шедевром. Но в историю советского кинематографа «Вий» все же вошел: это был, пожалуй, первый ужастик по-советски. Не будешь же считать таковыми киносказки Александра Роу с Георгием Милляром в роли Бабы Яги или другой нечисти…

Без Птушко не обошлось

Задумывалась экранизация страшной гоголевской повести как «наш ответ Голливуду». Молодые творцы Константин Ершов и Георгий Кропачев написали заявку: дескать, сколько можно позволять голливудским халтурщикам использовать русско-украинскую классику и портить великие литературные произведения. Американцы сняли по «Вию» коммерческий фильм ужасов под названием «Маска смерти» — дайте и нам экранизировать Гоголя, мы сохраним и стиль великого писателя, и украинский национальный колорит, и смачный народный юмор.
Ничего себе народный юмор — Панночка по ночам в гробу летает. Но пафос письма молодых кинематографистов был настолько убедителен, что снимать «Вия» разрешили.
Натуру, конечно же, нашли в Украине, под Киевом и Черниговом, — а где же еще? Труднее всего было найти хату, крытую снопами соломы, траву везде уже косили комбайнами. По просьбе кинематографистов отыскали в дальней деревне мастера, который сжал поле серпом вручную и по-особому уложил снопы на крышу хаты. Там же, в Чернигове, набирали массовку — изображать семинаристов.
На главную роль Хомы Брута назначили Леонида Куравлева, отдав ему предпочтение перед Вячеславом Невинным и Виктором Коршуновым. Куравлев в это время готовился к съемкам в еще одном знаковом фильме — «Золотом теленке» Михаила Швейцера, где он играл Шуру Балаганова, так что артисту пришлось, как Фигаро, быть то здесь, то там.
На роль Панночки пробовались Елена Санько, Светлана Коркошко, но утвердили Александру Завьялову, которая позднее станет очень популярной в СССР благодаря роли зловещей Пистимеи Морозовой в сериале «Тени исчезают в полдень». Кроме того, в картине снимались Алексей Глазырин, Василий Захарченко и Степан Шкурат, памятный по роли бородатого денщика в легендарном «Чапаеве» — того самого, который говорит, что «брат помирает — ушицы просит».
Если вы верите в мистику, то можете считать, что «Вий» сразу же стал «разбираться» со своими создателями. Начала болеть исполнительница главной роли — Панночки Александра Завьялова, причем болеть до такой степени, что муж настойчиво рекомендовал ей прекратить съемки в картине, чтобы не рисковать здоровьем. Завьялова попыталась продолжить работу, но вскоре отказалась сниматься наотрез.
Неприятности на этом не закончились. В Москве просмотрели первоначальные результаты съемок — и ужаснулись. Работа режиссеров выглядела настолько слабой, что директор «Мосфильма» Иван Пырьев принял решение «укрепить» К.Ершова и Г.Кропачева опытнейшим режиссером-сказочником Александром Птушко (их всего тогда у нас двое было, великих, — Роу да Птушко), снявшим «Сказку о царе Салтане», «Руслана и Людмилу», «Алые паруса», «Садко». Птушко вместе со своим непременным оператором Федором Проворовым энергично принялись исправлять положение.
К тому же Лукич (так по-свойски звали режиссера друзья) отлично знал украинский язык. Нередко он растолковывал артистам те или иные национальные обороты. Участники съемок вспоминают, что неугомонный Птушко заразил своей энергией всю съемочную группу. Декорации делали сразу в нескольких павильонах. Полгода рабочих «Мосфильма» пугала затянутая паутиной мрачная церковь. Они даже отказывались туда заходить. Художнику фильма Николаю Маркину пришлось собирать ее, как говорится, по бревнышку. Художник вспоминал: «Птушко требовал, чтобы церковь была обязательно кривая. Но где вы видели покосившуюся церковь? Их всегда строили очень добротно, на века. Режиссер топал ногами, требовал, чтобы нашли гнилые бревна, трухлявые доски. Мы без конца рубили, резали, подкрашивали... Бывало, Александр Лукич, которому тогда было уже под 70, сам брал в руки топор. Он любил все делать своими руками. Строгал, лепил, делал седла в шорной мастерской. Ему, единственному из режиссеров, присвоили звание «Мастер — золотые руки». В конце концов ветхий вид церкви придали с помощью паутины и разросшегося по углам зеленого мха. В бутафорском цехе из смол и полимерных нитей сплели несметное количество паутины, кругом стояли вентиляторы — поддували ее, чтобы она колыхалась».
Атеист Маркин никогда не думал, что ему придется по книгам изучать, где какие образа должны висеть в церкви. Но чего только не сделаешь, если требует работа: художник начал рисовать иконы, расписывать стены храма...

Ну, Гоголь, погоди!

Тем временем усиленно искали новую Панночку. Известные актрисы наотрез отказывались сниматься в «Вие» (история с Завьяловой, конечно же, распространилась в кинематографической тусовке). Тогда обратили взоры на молодых и начинающих. Обсуждали кандидатуры Жанны Болотовой и Натальи Варлей. В результате Болотова то ли тоже заболела, то ли просто перестраховалась, и «комсомолка, спортсменка, красавица» Варлей, еще не известная своей стране («Кавказская пленница» только готовилась к выходу на экраны), стала сниматься во второй важной для себя роли, определившей ее творческую биографию. Не успели актрису утвердить, как с нее стали снимать мерки… для гроба, в котором Наталья должна была летать в образе зловещей Панночки.
Думаю, для Птушко не столь важны были актеры и актрисы, ему в «Вие» было важно убедительно воссоздать на экране нечисть, которая и должна была служить изюминкой советского фильма ужасов. В ход пошли вислоухие вампиры, трехносые упыри, вурдалаки, имевшие губы в половину лица. В роли нечисти снимались 12 гимнастов и 4 батутчика — ведь приходилось лазать по вертикальной стене. Для пущего эффекта и контраста с великанами-чудовищами на съемки были приглашены десять карликов.
Не обошлось без дрессированной живности — ворон и филинов. 50 ворон поймали прямо на «Мосфильме», выложив приманку, которую не трогали в течение нескольких дней. Участвовали в творческом процессе и черные кошки, снимавшиеся потом в картинах Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» и «Иван Васильевич меняет профессию».
Костюм для Вия делали из мешковины, а вместо рук чудовищу приделали корни деревьев. Поскольку весил этот костюм немало, встал вопрос: кто сможет его носить? В результате нашли спортсмена-тяжелоатлета. Но даже ему пришлось нелегко — после съемок силач чуть не падал с ног.
Гробов для Панночки было три. В первом Варлей лежала, во втором летала, а третий, маленький, летал сам по себе. Актрису пристегивали к гробу специальным монтажным поясом, но даже несмотря на это, Наталья Варлей, закончившая в свое время цирковое училище, очень боялась летать. Как выяснилось, боялась неслучайно. Во время одной из съемок Варлей потеряла равновесие и рухнула вниз. Хорошо вблизи стоял Леонид Куравлев, успевший подставить руки. Наталья отделалась синяком, но по стране поползли слухи, что на съемках «Вия» разбилась молодая актриса.
Кстати, озвучивала роль Панночки не Варлей, а Клара Румянова, чьим голосом впоследствии говорил Заяц из знаменитого мультика «Ну, погоди!».

Старый фильм напоминает о себе

Зрители встретили «Вия» с интересом, картину в 1968 году посмотрело 32 с половиной миллионов любителей кино. Но для деятелей искусства «Вий» по-прежнему остался названием, к которому лучше не прикасаться, — наряду с «Макбетом» В.Шекспира, «Пиковой дамой» А.Пушкина, «Мастером и Маргаритой» М.Булгакова, «Маскарадом» М.Лермонтова и другими так называемыми роковыми произведениями.
Прошли годы после премьеры фильма «Вий». Скончались режиссер Птушко, оператор Проворов, режиссер Ершов (в возрасте 49 лет), актеры Глазырин и Шкурат. Связывать ли эти смерти с участием в мистической картине — решайте сами.
Наталья Варлей после премьеры фильма долго и серьезно болела, а потом рассказывала о случае, когда ездила в морской круиз с этой картиной. Она должна была выступать перед показом, но, как только собрались демонстрировать «Вия», в спокойном море поднялся страшный шторм. То же самое повторилось и на следующий вечер, так что «Вия» в том круизе так и не показали.
Позднее Наталья Варлей сказала, что ей ни в коем случае не надо было сниматься в этом фильме, но церковь ее за эту роль простила.
«Вий» вышел на экраны 40 лет назад, но отзвуки слышны до сих пор. Так, в прошлом году в Украине сгорела церковь, в которой снимался фильм. Деревянная постройка в селе Горохолино-Лес Ивано-Франковской области, где снимались отдельные сцены из фильма, загорелась поздно вечером. В этот день службы в храме не проводились, и он был закрыт. Один из местных жителей, проходя мимо, заметил внутри здания огонь и вызвал пожарных. На вызов выехали пять отделений пожарно-спасательной службы. Однако к моменту их прибытия деревянное строение было полностью охвачено огнем, и спасти храм не удалось.
Тем временем российские кинематографисты создали современный «Вий» — картину «Ведьма» на английском языке с участием «буржуя» — Валерия Николаева и Евгении Крюковой. Фильм получился настолько слабым, что даже не подлежит сравнению с картиной А.Птушко и его соавторов.
Пусть в классическом фильме «Вий» и не были переданы фантасмагория и психологизм повести Гоголя, но общий уровень картины, созданной 40 лет назад, неизмеримо выше современной беспомощной попытки, сделанной с оглядкой на заграницу.

Фото: Наталья Варлей — непревзойденная ведьма

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Для развития ветроэнергетики недостает «зеленого» тарифа и электросетей

[1K] Инфраструктура :: Для развития ветроэнергетики недостает «зеленого» тарифа и электросетей Разговоры о том, что в курортном Крыму необходимо развивать экологически чистую энергетику, ведутся давно. В умах насмотревшихся на европейских соседей украинских и крымских чиновников возникали идеи о монтаже крупных комплексов солнечных батарей,...

В Крыму вырос спрос на специалистов по работе с детьми с дефектами развития

[1K] Соцзащита :: В Крыму вырос спрос на специалистов по работе с детьми с дефектами развития Каждый год у нескольких сотен крымских семей радость от появления на свет ребенка оказывается приправлена горечью: иногда малыш рождается с физическими отклонениями или становится известно, что умственно он не будет развиваться так, как его...

Антимонопольщики советуют не поднимать цены на хлеб

[1K] Инфраструктура :: Антимонопольщики советуют не поднимать цены на хлеб Крымское отделение Антимонопольного комитета Украины рекомендовало семи крупнейшим производителям хлебобулочной продукции в Крыму воздержаться от повышения отпускных цен, передает «Контекст-медиа». По данным ГУ статистики в АРК, в октябре в Крыму...

Массовое жилье в обмен на землю

[1K] Инфраструктура :: Массовое жилье в обмен на землю Украина столкнулась с пугающей динамикой роста цен на жилье. Эксперты утверждают, что изменений в лучшую, то есть в меньшую, сторону в ближайшее время ожидать не приходится. Причин тому достаточно, в том числе и высокий спрос при все еще...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Инжир — спаситель пожилых, лечит все заболевания старости
  • Советский диверсант №1 Павел Судоплатов
  • Зимний праздник ягоды-калины
  • Сухой воздух. Чем мы дышим дома и на работе?
  • Конфиденциальные данные о любом гражданине можно купить за $150
  • Продукты с истекшим сроком годности утилизируют… покупателям
  • Поддельные справки о доходах
  • Горохом по изжоге
  • Бордовое чудо-лекарство
  • Цветочная палитра на книжных стеллажах и полках
  • Угонщиков иномарок соблазняют злая любовь и коварная водка
  • Кандидат в депутаты, за которого голосовали всем дурдомом!
  • Терапия по дороге домой
  • Объявлена охота на инвестора
  • Детский ад: мать забила пятилетнего сына
  •  
    Яндекс.Метрика