Категории
 
архив
 
200 < 201 > 202



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Анатолий Новиков и Крым. 35 лет — как один театральный день

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Анатолий Новиков и Крым. 35 лет — как один театральный деньНовиков пришел сюда, в симферопольский театр, 35 лет назад, но кажется, он был здесь всегда. Хотя, конечно же, это не так. И театр жил без Новикова, жил по-разному, но перед его приходом явно без блеска, и Новиков долго жил без этого театра. Жил — и понимал, что когда-нибудь они встретятся, Новиков и Крым.

Остановка по требованию

Но вначале все было вдали от Крыма — детство в Константиновке Донецкой области, война, учеба в ГИТИСе, школа Юрия Завадского, Алексея Попова, Андрея Гончарова, стариков Малого театра, Александра Вертинского, Вольфа Мессинга. До Симферополя была работа в Чите, Саратове, Липецке, Брянске, Перми. Название городов — как пулеметная очередь, где множество выстрелов точно в цель, где закалялась сталь актерского и режиссерского мастерства, где его знание театра укрепляется и расширяется многократно.
Но попав в Крым, в Симферополь, он уже никуда не уехал, хотя его приглашали в крупные, солидные театры. Но он почувствовал, что именно здесь его остановка по требованию — по требованию души, заветное место, где можно построить театр-дом и осуществить самые смелые мечты. Он остался здесь. И стал здесь таким, каким мы его сейчас знаем.
Он — это Анатолий Григорьевич Новиков, генеральный директор и художественный руководитель Крымского академического русского драматического театра им. М.Горького. Человек, построивший весь этот немыслимый театральный комплекс в небольшом городе Симферополе, задумавший, осуществивший, выдержавший уникальную реконструкцию старейшего театра. Личность, сделавшая обычный провинциальный театр крупным, известным драматическим коллективом, прославленным, академическим, лидером театрального мира Украины и России. Сколько усилий ушло на то, чтобы поднять творческий уровень театра им. Горького, известно, наверное, ему самому. Но даже он сегодня не может поверить, что одолел затеянную реконструкцию театра, ввязался в битву — и выиграл ее, хотя, казалось, выиграть ее было просто невозможно.

Чем будем удивлять

Старейший театр отметил недавно 185-летие. Не успели утихнуть аплодисменты, а уже грянул новый юбилей — исполнилось 35 лет творческой деятельности А.Г.Новикова в Крыму. Юбиляр встретил эту торжественную дату самым прозаическим образом — новыми работами. Он ставит спектакли с такой настойчивостью и регулярностью, как будто бы нет за плечами десятилетий, громадного опыта, красавца-театра с семью сценами и разнообразнейшим репертуаром, школы-студии, многочисленных званий (а Новиков — народный артист Украины, лауреат Государственной премии СССР, академик и т.д.). В эпоху недолговечных антреприз он уверенной рукой ведет репертуарный театр, совершенно не обращая внимания на возможные упреки в приверженности старым канонам или в излишней легковесности, развлекательности. Он ставит то, что считает нужным, он просчитывает театральные названия, которые могут оказаться сегодня востребованными, необходимыми, современными.
Анатолий Новиков всегда безошибочно чувствовал, чем нужно удивить почтеннейшую публику. Он, как карточный фокусник (не зря был в ассистентах у Вольфа Мессинга — настоящего волшебника), вытаскивал из колоды названий то удивительно современного «Царя Федора Иоанновича», то трогательную историю о крымских актерах, героически и нелепо погибших на исходе войны, то страстную «Версию», посвященную Александру Блоку — художнику, пытавшемуся понять и принять революцию. Новиков и сам революционер по натуре, он эпатировал зрителей то полузапретным плодом «Мастера и Маргариты», то любовной историей двух английских королев — Елизаветы и Марии, то сексуальными страданиями отца Сергия — князя Касатского в «Прозрении» по Льву Толстому.
Мимо Новикова не прошли Николаи Романовы — Новиков играл не только Николая II в «И аз воздам», но и Николая I в «Прозрении», и Владимир Ильич Ульянов (причем молодого Ленина артист играл в городе Сталино), Анна Каренина и Тевье-молочник.
Новиков ставит то Александра Островского с Николаем Гоголем, то Михаила Лермонтова, то Вильяма Шекспира. Ставит так, что зрители начинают считать того же Шекспира современнейшим драматургом. То вдруг дает карт-бланш современному английскому драматургу Рэю Куни, салютуя этому самому Рэю целой обоймой комедий, потому что понимает: время сегодня такое, зритель идет в театр не только для того, чтобы предаваться философским размышлениям, — идет прежде всего, чтобы расслабиться, отдохнуть, и ничего плохого в этом нет.
Куни сменяет Кен Людвиг с его «Примадоннами», но вдруг на поверхность выплывает Леонид Филатов с «Дилижансом» — острой, оригинальной поэтической версией мопассановской «Пышки». Не забыт и Михаил Булгаков — к «Мастеру и Маргарите» присоединяется инсценировка «Возвращение Мастера и Маргариты», причем инсценировку романа М.Бояджиевой Новиков пишет сам.
Он сам и играет — в «Коварстве и любви», «Императоре и прачке», «Маскараде», многих других спектаклях. Он умный актер, всегда точно следующий мысли, безжалостно четко эту мысль несущий и доносящий до зрительного зала. Трудно забыть его Астрова, Каренина, Вышневского, Арбенина, сыгранных в прошлые годы. Трудно не обратить внимание на его сегодняшних героев: положительные или отрицательные, они всегда сильные личности и преподнесены зрителю остро и выразительно. Причем заметно это не только в больших работах, таких, как Воланд в «Мастере и Маргарите» или Президент из трагедии Фридриха Шиллера «Коварство и любовь», но и в маленьких новиковских ролях, привлекающих яркостью и точностью зарисовки.

Непредсказуемый

Он то дает команду ставить на сцене русского театра украинскую «Суету» и приглашает для этого режиссера из Киева. А потом вдруг вспоминает о Наполеоне и полузабытой пьесе «Император и прачка», в которой такие современные фразы, что просто бьют наотмашь. То полководческой рукой направляет театр на гастроли в Петербург, Донецк, Херсон. То находит современного драматурга и призывает относиться к его пьесам, как к самой настоящей классике. Или берется ставить горьковских «Последних» — не в первый и, уверен, не в последний раз в своей биографии. Как хватает у него сил подходить к хрестоматийно известной пьесе с отношением первопрочтения, как он умудряется каждый раз обеспечить современное восприятие материала? Легко переименовать «Последних» в «Жену полицмейстера», куда тяжелее увидеть в классике неожиданный ракурс, найти то единственное решение, которое сегодня убедит, заинтересует, нешуточно взволнует.
А что будет завтра? Может быть, Чехов? Когда-то Анатолий Новиков сказал, что поставит в театре всего Чехова, и ведь поставил — пусть почти, но действительно всего. Правда, «Иванов» и «Вишневый сад» еще ждут своей очереди. Впрочем, не удивлюсь, если это будет не Чехов, совсем не Чехов.
Анатолий Григорьевич Новиков непредсказуем. Это только нам кажется, что мы его досконально изучили, на самом же деле он не позволяет привыкнуть к себе, и не знаешь, чего от него ждать. Театр гадает — в каком он сегодня настроении, но попробуйте это угадать.
Твердо знать о нем можно лишь одно — он заядлый футбольный болельщик. И не только потому, что в его роскошном кабинете лежат мячи с автографами действительно великих футболистов из легендарной сборной СССР — Олега Блохина, Александра Чивадзе, Рината Дасева… Новиков действительно фанат футбола, но он любит и ценит не местечковый, а высококлассный футбол, футбол элитарный. «Вы оцените красоту игры» — как пел когда-то Остап Бендер в исполнении Андрея Миронова. Новиков может оценить эту красоту игры как никто, он живое подтверждение того, что театр и футбол схожи очень во многом. И как же ему хочется, чтобы его актеры походили на игроков команды «Манчестер Юнайтед», ведь сам он вполне выдерживает сравнение с тренером-титаном сэром Алексом Фергюсоном.
Как и всякая крупная личность, Новиков живет в окружении легенд о нем самом. Часто он сам эти легенды подкидывает наивным журналистам. Главный режиссер своей биографии смеется над миром, который несовершенен. Но не вздумайте докопаться, где реальность, а где выдумка. Театр и прекрасен тем, что в нем не отличишь правду от вымысла, поэтому я, например, искренне верю и в козу, которая паслась в кассах театра, когда Новиков приехал в Симферополь, и в то, что Новиков лично перетаскивал памятник Пушкину от театра к женской консультации под покровом ночи (жена, Алла Иосифовна, ему помогала), и во многое другое.
Нужно верить, что он легко бы переделал мир, страну, Крым и Симферополь, улицу Пушкина с ее «семочками». Но он сосредоточился на своем театре, в котором теперь просторно, красиво и хорошо, — и правильно сделал.
О Новикове пишут книги, снимают фильмы и телепередачи. Как назвать его? Умница, хозяин, строитель, режиссер, актер, Воланд, Командор, лидер, личность, папа — это все он, и все правда. Как к нему относиться? Как к Новикову. Он пришел сюда в 1972 г., но кажется, был здесь всегда. Иногда кажется, что он знал не только Царева, Гоголеву и Пашенную, но и Щепкина, а Станиславского с Немировичем уж точно.
Кажется, Новиков был здесь всегда. И будет. Сегодня, когда большое уже видится на расстоянии, можно сказать, что в историю он войдет обязательно, и ни при чем тут его портрет в фойе, или его бронзовый бюст на втором этаже, или основная сцена, названная его именем. Его театр, ставший ценой огромного труда совершенно необходимой частью жизни города, республики, страны, — подлинный пропуск в бессмертие.

фото: Константин Филипов

комментариев:4   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Конфиденциальные данные о любом гражданине можно купить за $150

[1K] Соцзащита :: Конфиденциальные данные о любом гражданине можно купить за $150 У каждого из нас есть маленькая, но очень важная тайна, которую иногда не знают даже самые близкие люди, и называется она «персональные данные». Конечно, имя, дата рождения, место проживания нашим друзьям и знакомым известны, но не номер паспорта,...

Кандидат в депутаты, за которого голосовали всем дурдомом!

[1K] Криминал :: Кандидат в депутаты, за которого голосовали всем дурдомом! Что только не придумывают люди, стремящиеся к власти, в политику! Наш главный герой, жаждавший стать депутатом ВР Крыма, не только покупал голоса избирателей по 50 гривен за каждый, но и сумел добиться того, что за него проголосовали все поголовно...

Алуштинская «робинзонада». Действие второе

[1K] Инфраструктура :: Алуштинская «робинзонада». Действие второе С августа продолжается противостояние между прокуратурой Крыма и городским головой Алушты Владимиром Щербиной. Причина его — снос городскими властями незаконно построенного на набережной пляжно-развлекательного заведения «Робинзон», на что...

Легко ли быть пожилым?

[1K] Соцзащита :: Легко ли быть пожилым? Считается, что Крым — один из самых «старых» регионов Украины, поскольку здесь гораздо больше пенсионеров, чем в среднем по стране, где они составляют около 23% населения. В автономии их чуть больше 28%, это 560 тыс. человек. И хотя среди них...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • От кашля редька с медом и инжир с молоком
  • Чудеса призыва: тех, у кого есть татуировка, не берут в армию
  • «На морском песочке я Марусю встретил», — пели все с Попандопуло
  • Влад Листьев — журналист, которого убрали
  • Как зимовать овощам в квартире
  • Черное воскресенье для экологии Крыма
  • Теплица из современных строительных материалов
  • Крымская Вандея против большевиков
  • Бывшие супруги в одном и том же «Капкане»
  • Шок в Америке: атомную бомбу «сделали» советские шпионы
  • Выигравшая в «Поле чудес» авто, не может его получить
  • Катастрофа на Тузле: экология пришла на помощь политике
  • Милицейская «крыша» надежнее, чем бандитская?
  • Услуги Госавтоинспекции и экспертной службы МВД значительно подорожали
  • Дерибан идет без перерыва
  •  
    Яндекс.Метрика