Категории
 
архив
 
188 < 189 > 190



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Такие пьесы нам нужны, или Глумов в стране дураков

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Такие пьесы нам нужны, или Глумов в стране дураковТот дотошный зритель, который зароется в полное собрание сочинений Александра Николаевича Островского (не путать с Николаем Алексеевичем, который написал «Как закалялась сталь») с целью найти пьесу под названием «Такие люди нам нужны», непременно испытает разочарование. Он не найдет произведение под таким названием. Даже умудренные опытом
литературоведы не найдут, сколько бы ни искали. Потому что такого названия у Островского просто нет.
Зато есть другое — «На всякого мудреца довольно простоты». Для сегодняшнего зрителя звучит слишком витиевато. Какие такие мудрецы? Какая такая простота? Что за пословица? Называя свой новый спектакль «Такие люди нам нужны», Крымский академический русский драматический театр им.М.Горького резко уходит от всяких иносказаний. Он конкретен и внятен в определении того, о чем играет. Не обманут никого ни оформление, ни костюмы. Никто ни за что не поверит, что на сцене век ХIХ, его вторая половина. «Такие люди нам нужны». Нам, понимаете, нам, сидящим в зале в начале века ХХI.
Историю Егора Дмитриевича Глумова можно разыграть, как шахматную партию, в которой ничтожная пешка благополучно проходит в ферзи. В рижском спектакле Аркадия Каца шахматная доска была откровенно вынесена на планшет сцены, по ней ходили герои, на ней Глумов разыгрывал свои комбинации, строя карьеру. У Марка Захарова в Ленкоме Глумов попадал из подземелья в волшебный мир огромных люстр несказанной красоты. У вахтанговцев и в Ленинграде у Товстоногова с Глумовым вообще происходили странные вещи — он был чуть ли не ровесником Мамаева и Крутицкого, во всяком случае, и Юрию Яковлеву, и Валерию Ивченко до определения «молодой человек» было ой как далеко. Вся история, придуманная Островским, теряла смысл: чего трепыхаться и делать карьеру, если ты уже умудрен опытом — сыном ошибок трудных.
Достоинство крымского спектакля в том, что Глумов молод. Сергею Ющуку не нужно притворяться и играть возраст. И амбиции, и желание получить все и сразу, и азарт — все при нем. Ума в нем только мало, больше непосредственности и легкости в мыслях необыкновенной. Вместо глумовской желчи, изливаемой в потаенный дневник, какая-то хлестаковская детская радость оттого, что удалось обдурить всяких солидных дядек и тетек.
Впрочем, они только с виду солидные, а на поверку полные придурки. Вот, к примеру, Мамаев (Анатолий Бондаренко), похожий своей значительностью и особенно бородой если не на Карла Маркса в молодые годы, то уж на Фридриха Энгельса точно. Сочно играет Бондаренко своего придурковатого «мудреца». Причем это явно наш, отечественный мудрец. Российский, если смотреть на березки на заднике, пересаженные в этот спектакль из «Трех сестер». То, что это разворачивается в наших краях, подчеркивают неутомимо танцующие во время всего спектакля российские парни. Они проходят здесь красной нитью — не случайно они в красных рубахах. Пахнет и Островским, и Лесковым одновременно. Тем более вот она, лесковская леди Макбет Мценского уезда, пусть и не Катерина Львовна, а Клеопатра Львовна, в любом случае Ольга Лоскутова. И папа у нее Лев, и сама она та еще львица: и с молодым Глумовым вволю покувыркается, и мужа своего, если надо, умертвит, в подпол сбросит (не пугайтесь, в новом спектакле этого нет), а потом, не моргнув глазом, и самого Глумова сдаст, что, собственно, в спектакле и происходит. Правда, эта Клеопатра в крымской постановке совсем не стареющая и молодящаяся дамочка, она ровесница Глумова, но страсти в ней это не убавляет, и мебель с Глумовым в момент любовного экстаза они ломают классически. Хотя стол, под которым они куролесят, может, и останется целым.
Тут же и молодящийся трепач Городулин (В.Крючков), и монументальная дура Турусина, верящая Бог весть во что (В.Милиенко), и упорная, как бревно, Машенька (Н.Мавриди), и ее расписной гусар Курчаев (А.Аносов), разодетый так ярко, как будто он в свободное время подрабатывает в гусарском ресторанчике то ли в Нижней, то ли в Верней Кутузовке (правда, говорят, ресторанчика этого там уже нет — гусары кончились как класс).
В спектакле проходит, как принято говорить, галерея типов смешных и узнаваемых. Замечательно ноющая по поводу и без повода хитрая мамаша Глумова в исполнении Людмилы Могилевой (Инна Аносова играет ее более откровенной приспособленкой), режиссер спектакля Анатолий Новиков в роли махрового проходимца Голутвина — «какой типаж!», как говаривал Михаил Пуговкин в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Голутвин сыгран в традициях товстоноговского спектакля, где Евгений Лебедев, Олег Басилашвили и другие актеры играли не людей, а монстров. Тут и грим, и костюм — все играет. Глядишь, и не узнают зрители Анатолия Григорьевича.
Типажи очень разные, какие-то переданы точнее, иные более расплывчаты. О Крутицком нужно говорить отдельно. Это действительно отдельный спектакль, отдельный выход. Тут и хромота, и законченный маразм, и цирковые трюки с опрокидывающейся мебелью и сакраментальным вопросом: «Где я?!». Мы в театре, Виктор Николаевич. Имени Горького, хотя играем Островского. Навроцкий ни на секунду не забывает о великой силе театральности, умудряясь при этом играть по-брехтовски, с приемом отстранения: из-под паутины, опутавшей мозги очень старого и очень важного господина, нет-нет да и мелькнет ирония полного сил и юмора Навроцкого. Зрителю это очень нравится.
И еще на одного актера в этом спектакле билеты можно продавать отдельно. У Крутицкого в роли есть такие слова: «…И с умом, и с сердцем малый». Но какого малого он имеет в виду, с какой буквы следует писать слово «малый»? Думаю, с большой. Ведь артист Максим Малый играет человека Турусиной, и он, этот артист, исполнен в этой роли такой значительности и глобальности, что его или надо приблизить к компании мудрецов, или срочно отправить на стажировку в цирк к Б.Тезикову, чтобы цирковые у него, драматического, учились.
В общем, честно говоря, воевать в этом спектакле Глумову не с кем. Вокруг одни явные дураки. Зрители с удовольствием посмеются над ними, с восторгом услышат все острые мысли, заложенные в пьесе. А пьеса действительно очень современная: тут вам и о вреде реформ вообще, и о пользе лести, грубой и беззастенчивой, даже о выборах речь идет (вот уж визг восторга в зале в конце сентября будет!), и кто об этом написал, Островский или Новиков, уже и неважно.
Важно другое: Глумов слишком легко осуществляет свой план. Будь соперники пострашнее, посерьезнее — и Егору Дмитриевичу пришлось бы изворачиваться, пытаться подобрать к каждому свой ключик. Попотеть бы пришлось. Представьте, что Крутицкого играет А.Новиков, и С.Ющук приходит к нему в кабинет на важную тяжелую беседу, от которой зависит все. Тут уже не Глумовым себя почувствуешь, а именно Ющуком, которого вызвал на ковер строгий худрук…
Тяжело было бы Глумову взбираться на эту гору. Ох, и неприятна была бы тогда для него история с разоблачением. Страшное падение — а потом снова взлет.
В спектакле «Такие люди нам нужны» какие-то моменты облегчены. Может быть, и правильно: показана страна, где дураки правят бал, и умному человеку, чтобы сесть с ними за один стол, ничего не остается, как самому в дурачка превратиться. Когда Островский писал эту пьесу, имея в виду отмену крепостного права и все такое прочее, может, все эти «мудрецы» и представляли какую-то опасность. Может, кому-то и было страшно. Но когда посмотришь, кто на самом верху во власти нынче заседает, на нынешних «мудрецов» когда взглянешь, не страшно, смешно становится. Потом только понимаешь, что это смех сквозь слезы.

На фото: Крутицкий — В.Навроцкий, Турусина — В.Милиенко
фото: Виталий Парубов

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Как сделать из здоровых инвалидов. С пользой для себя

[1K] Криминал :: Как сделать из здоровых инвалидов. С пользой для себя То, что должностные лица частенько злоупотребляют своим положением, ни для кого уже не секрет. Зарплаты для хлеба с икорочкой явно не хватает, вот и пускаются начальники сначала во все тяжкие, а потом в бега. Сейчас, к примеру, разыскивается...

Детям на школьном базаре предлагают ручки в виде… шприцев и скелетов

[1K] Соцзащита :: Детям на школьном базаре предлагают ручки в виде… шприцев и скелетов Во многих школах первый день учебы у младшеклассников начнется с… оборачивания тетрадей. Одинаковые листы цветной бумаги с наклейками, где нужно написать имя-фамилию и класс, скроют пестрые обложки. Линейки учителя нередко специально просят...

Министерство юстиции решило ознакомить школьников с правами ребенка

[1K] Соцзащита :: Министерство юстиции решило ознакомить школьников с правами ребенка Первого сентября крымские школы пополнятся тысячами новых учеников. Одни будут получать знания, другие — унижения и обиды. Не секрет, что в школах в большей или меньшей степени нарушаются права учащегося. Именно поэтому в нынешнем году Минюст...

Кто сказал: «Россия отнимет Крым у Украины?»

[1K] Политика :: Кто сказал: «Россия отнимет Крым у Украины?» Оговорка по Фрейду обернулась скандалом в отношениях Киева и Москвы

В украинско-российских отношениях скандал — и снова накануне выборов, и снова из-за Крыма. Как и два года назад, все началось с объектов Черноморского флота,...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Андрей Кончаловский — Одиссей, у которого было много Пенелоп
  • Плоды боярышника при высоком давлении и аритмии
  • Фенхель — растение для похудения
  • Заповедник «Херсонес Таврический» признали одним из семи чудес Украины...
  • Микроволновка убивает все полезное в пище
  • Вакансии домработниц долго не пустуют
  • Как правильно кормить младенца
  • Крымчан заедают вши и глисты
  • Алексей Косыгин: главный инженер СССР
  • Домашние семена из помидоров, перца и баклажанов
  • Участница проекта вновь стала телеведущей
  • Компоненты садовой замазки: воск, канифоль, жир
  • Четверговые рыбные дни придумали в Керчи?
  • Василий Аксенов: «Не помню, когда был счастлив в последний раз»
  • Бахчисарайская агрофирма хочет поправить свое положение за счет пайщиков
  •  
    Яндекс.Метрика