Категории
 
архив
 
180 < 181 > 182



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Мартин Лютер Кинг — американский Ганди?

/МИХАИЛ ВОЛОДИН/

[1K] Среда обитания :: Мартин Лютер Кинг — американский Ганди?Пророк в своем отечестве

«Канонизация Мартина Лютера Кинга, — написал один из его биографов, — достигла той точки, когда она переходит в злословие. Когда-нибудь для того, чтобы вспомнить о нем, нам придется его забыть». Сейчас имя Кинга за пределами США уже основательно подзабыто, и пришло время его вспомнить.

3 апреля 1968 года, выступая на митинге в городе Мемфисе, Кинг сказал: «Впереди у нас трудные дни. Но это не имеет значения. Потому что я побывал на вершине горы. Я смотрел вперед и видел землю обетованную. Может быть, я не буду там с вами, но я хочу, чтобы вы знали: все мы, весь народ увидит эту землю». На следующий день Кинг был убит. Что за вершину горы он имел в виду? Почему, произнося эти слова, он выглядел явно подавленным?

«Я хочу быть похожим на Иисуса»

В середине прошлого века в США еще действовали законы расовой сегрегации, которые основывались на принципе «разделенные, но равные». В южных штатах ни о каком равенстве не было и речи. Вот как Кинг описывал правила, действовавшие в городском транспорте штата Алабама: «В автобусе совершенно естественно было услышать, как водитель кричал неграм: «черные коровы», «ниггеры», «черные обезьяны». Негра заставляли стоять, хотя в автобусе были свободные места «только для белых». Даже если в автобусе не было белых пассажиров, а негров набивалось много, им не разрешалось садиться на первые четыре места. Но и это еще было не все. Если все места, предназначенные для белых, уже были ими заняты, а в автобус вошли новые белые пассажиры, негры, сидящие на незарезервированных местах, находящихся позади мест, предназначенных для белых, должны были встать и уступить им место. Если негр отказывался это сделать, его арестовывали».
1 декабря 1955 года в Монтгомери (штат Алабама) негритянка Роза Паркс отказалась уступить белому место в автобусе. Ее арестовали, что переполнило чашу терпения чернокожего населения города. Негры единодушно решили бойкотировать городской транспорт. Своим идейным руководителем они избрали молодого протестантского проповедника Мартина Лютера Кинга. 5 декабря он произнес речь, в которой призвал всех чернокожих жителей Монтгомери «отрешиться от терпения, заставляющего соглашаться на меньшее, чем свобода и справедливость». Проповедовать Кинг умел. Его и лидером-то выбрали, собственно говоря, только за это.
Мартин Лютер Кинг родился 15 января 1929 года в Атланте (штат Джорджия) в семье баптистского священника. С четырехлетнего возраста он пел псалмы в церкви, причем его любимой песней был спиричуэл под названием «Я хочу быть похожим на Иисуса». Мальчик от природы был очень смышленым и шустрым, причем в его характере сочетались вспыльчивый, неуравновешенный темперамент отца и спокойствие всегда невозмутимой матери. В 1944 году, не дожидаясь окончания школы, Мартин сдал экзамены экстерном и поступил в колледж. Он отнюдь не связывал свое будущее с церковью и ничем не напоминал сына священника. Кинг превосходно танцевал, волочился за девушками, любил модно одеваться, за что и получил от товарищей прозвище Твид. При этом он был прирожденным оратором, неизменно побеждая в конкурсах по красноречию. Единственное, что тяготило Мартина, — это цвет кожи. Юноша был очень честолюбивым и понимал, что в Америке негру на самый верх никогда не пробиться. В 1947 году Мартин был рукоположен в духовный сан, что дало ему возможность поступить в семинарию, а затем и в аспирантуру Бостонского университета.
В мае 1954 года Верховный суд США принял решение, запрещающее сегрегацию в государственных и муниципальных школах. В том же месяце преподобный Мартин Лютер Кинг стал пастором баптистской церкви в Монтгомери. Через год он защитил диссертацию, получив ученую степень доктора богословия, и уже подумывал о преподавательской работе в одном из американских университетов. Негритянский бойкот спутал все его планы.

Смерть «Ку-клукс-клана»

Негритянская община бойкотировала городской транспорт Монтгомери 382 дня. В ноябре 1956 года Верховный суд США признал закон штата Алабама о сегрегации в городском транспорте неконституционным. Негры Монтгомери ликовали, до небес превознося достоинства Мартина Лютера Кинга. Он, судя по всему, воспринимал это как должное. Весь следующий год Кинг посвятил тому, что во всех красках живописал опыт борьбы за гражданские права в отдельно взятом городе, не забывая упомянуть о том, как расисты бросили в его дом динамитную шашку, от которой, к счастью, никто не пострадал. Он колесил по всей Америке, покрыв расстояние протяженностью свыше миллиона километров и прочтя на ура более двухсот лекций. Кинг также написал книгу «Путь к свободе», принял участие в съемках документального фильма «Поход за свободой» и отредактировал книжку комиксов (для тех, кто не умеет читать) «Мартин Лютер Кинг и монтгомерское дело». Из этих агитационных материалов неопровержимо следовало, что бойкот удался исключительно благодаря усилиям Кинга. Это, конечно, было далеко не так, но отважному борцу за гражданские права представилась замечательная возможность, как сейчас говорят, раскрутиться, и он поспешил использовать эту возможность на полную катушку.
Под «монтгомерское дело» Кинг задним числом подвел теоретическую базу, представив себя последователем популярного индийского проповедника Махатмы Ганди с его идеей ненасильственного сопротивления. Это тоже имело мало общего с действительностью. Вскоре после того, как в его доме взорвалась динамитная шашка, «крестоносец ненасилия», как называли Кинга его сторонники, обратился за официальной лицензией на ношение револьвера. Но главное заключалось в том, что негры Монтгомери добились успеха вовсе не потому, что придерживались тактики ненасилия. Спустя некоторое время после решения Верховного суда члены расистской организации «Ку-клукс-клан» решили показать неграм, кто в доме хозяин. В негритянские кварталы въехали около сорока грузовиков с вооруженными людьми, одетыми в зловещие балахоны и капюшоны. Обычно негры, ожидая погрома, запирали двери домов, закрывали ставни и тушили свет. Но на этот раз они подготовили сюрприз. Когда приехали куклуксклановцы, двери домов были открыты, везде горел свет, а негры вели себя так, будто приехали цирковые клоуны. На представление, кроме того, подтянулись мексиканцы, индейцы и даже белые. Но даже не это смутило расистов — они почувствовали, что их держат на прицеле. В результате куклуксклановцы уехали восвояси и уже никогда больше не показывались на улицах Монтгомери. Доброе слово и пистолет, как любил повторять знаменитый американский гангстер Аль Капоне, действуют гораздо убедительнее, чем только лишь доброе слово.
Увлекшись саморекламой, Кинг не заметил, как победа обернулась поражением. После того как негры Монтгомери удобно расположились на местах с табличками «только для белых», общественный транспорт стало бойкотировать уже белое население города, после чего автобусная компания полностью прекратила пассажирское сообщение. Больше всего от этого пострадали негры. Их положение, таким образом, стало хуже, чем было раньше. На все требования восстановить движение общественного транспорта мэр города пожимал плечами: «Вы же сами объявили кампанию «Ходьба ради свободы»? Я не вправе лишить вас возможности ходить пешком и быть свободными». Отношение к Кингу со стороны негритянской общины города стало меняться на глазах, и 29 ноября 1960 года он объявил своей пастве, что покидает Монтгомери. При этом Мартин Лютер Кинг вовсе не попросил прощения у прихожан, как это принято в христианстве, а сообщил им: «Я востребован историей, и мне этой судьбы не избежать!»

Бойня в Бирмингеме

Считается, что после отъезда из Монтгомери Кинг возглавил движение против сегрегации на юге США. На самом деле это не так. Это движение началось 1 февраля 1960 года, когда четверо чернокожих студентов сели на места для белых в закусочной города Гринсборо (штат Северная Каролина). Но, может быть, эти студенты прониклись идеями Кинга, ведь они не сопротивлялись, когда их колотили и обливали пивом? Все это так, но назавтра к закусочной выстроилась большая очередь чернокожих и белых студентов, которые смотрели на прохожих глазами голодных котят. Вокруг немедленно собралась толпа сочувствующих зевак. Невесть откуда появились тучи репортеров. Что это, если не откровенное издевательство над хозяином закусочной? То же самое повторилось в библиотеках, театрах, церквах, плавательных бассейнах и закусочных 150 городов США, владельцы которых, попадая на первые полосы газет, сдавались один за другим.
Что же касается Кинга, то в декабре 1961 года он возглавил кампанию за десегрегацию мест общественного пользования в Олбани (штат Джорджия). Проводя эту кампанию, он не нашел ничего лучшего, как выдвинуть лозунг Махатмы Ганди «Заполним тюрьмы!». Власти Олбани с готовностью подхватили этот призыв. Кроме того, они закрыли парки, библиотеки, остановили движение автобусов. Что же сделал Кинг? Может быть, он организовал напротив библиотеки митинг, обвинив власти в том, что они препятствуют удовлетворению естественной тяги народа к знаниям? Нет, сославшись на то, что чернокожего населения недостаточно, чтобы заполнить тюрьмы, Кинг вместе со своими соратниками покинул город.
Следующим форпостом сегрегации, который Кинг вознамерился покорить, стала столица штата Алабама — город Бирмингем, где негры составляли 40% населения и явно могли заполнить все тюрьмы до отказа. Губернатором Алабамы в те времена был Джордж Уоллес, прославившийся фразой: «Сегрегация сегодня, сегрегация завтра, сегрегация навсегда!» В ответ на это Мартин Лютер Кинг выдвинул лозунг «Свобода немедленно!». В Бирмингем были направлены 250 агитаторов, которым поставили задачу раскачать 135-тысячную массу бирмингемских негров. Но те раскачиваться почему-то совсем не хотели. Поднять удалось в основном только молодежь, которую хлебом не корми, дай поучаствовать в беспорядках. Это была ошибка — молодежь, как известно, легко завести, но ею очень трудно управлять и ее почти невозможно остановить. Дело кончилось кровавой бойней и погромами, которые удалось прекратить, лишь введя в город три тысячи солдат регулярной армии. Кинг в своей книге «Почему мы не можем ждать» заявил, что в Бирмингеме одержана убедительная победа. Из чего он исходил? Все очень просто. «Прежде чем мы завоюем свободу, — учил Мартин Лютер Кинг, — прольются реки крови. Но это должна быть наша кровь». Стало быть, чем больше негритянской крови пролито, тем ближе свобода.

Гувер был в бешенстве

После бирмингемской «победы» популярность Кинга заметно пошла на спад, но его невольно выручили братья Кеннеди, один из которых был президентом, а другой министром юстиции. Они никак не могли пробить через консервативный конгресс законопроекты о труде и гражданских правах. С этой целью братья Кеннеди в конце августа 1963 года организовали марш на Вашингтон под лозунгом «Работы и свободы!», телевизионная трансляция о котором шла по всей стране. В нем приняли участие свыше 250 тысяч человек всех национальностей и вероисповеданий. Резонанс от демонстрации был настолько велик, что оба законопроекта в конце концов были утверждены.
Понятно, что засвечивать свое участие в организации марша братьям Кеннеди было не с руки. Кинг, по обыкновению, представил дело таким образом, будто марш организовал именно он, а кульминацией всего этого мероприятия стала его речь под названием «У меня есть мечта». Неудивительно, что в конце 1963 года журнал «Тайм» назвал его «человеком года». Директор ФБР Эдгар Гувер, узнав об этом, был возмущен: «Они, должно быть, долго копались в помойке, прежде чем нашли этого типа». Вообще-то, у шефа ФБР были основания так считать. Сейчас уже ни для кого не секрет, что Кинг во время своих агитационных поездок вел себя, мягко говоря, не совсем подобающе. «Я не бываю дома по 25 — 27 дней в месяц, — оправдывался он перед своими соратниками. — И секс — это естественный способ снять напряжение».
Но по-настоящему Гувер был взбешен в октябре 1964 года, когда неутомимому борцу за гражданские права была присуждена Нобелевская премия мира. Глава ФБР даже собрал пресс-конференцию, в ходе которой назвал Кинга «самым большим лжецом в стране» и «одним из самых гнусных типов». Возражений на это со стороны Мартина Лютера Кинга не последовало. Речь на ступенях мемориала Линкольна в Вашингтоне была вершиной его политической карьеры, после чего Кинга преследовали лишь неудачи и разочарования. В этом отношении его судьба удивительно напоминает судьбу Махатмы Ганди. В 1967 году Кинг даже был вынужден перебраться на север США, но и там его с усмешкой называли «дядей Томом», борющимся за «интеграцию общественных туалетов». Незадолго до гибели он с горечью признался: «Собственно, я был не больше чем продуктом, бутафорией, содержанием которой никто не интересовался. Я больше страдал, чем жил. Мартин Лютер Кинг, которого знают люди, кажется мне чужим человеком».

комментариев:1   распечатать статью 

Еще в рубрике Среда обитания:

 

Скелет, спрятанный в шкафу, обычно из него вываливается

[1K] Криминал :: Скелет, спрятанный в шкафу, обычно из него вываливается Тщательно замести следы — главная задача любого преступника. Именно от этого зависит дальнейшая судьба злодея — сидеть ему или не сидеть. Однако зачастую скрыть главную улику убийства — тело жертвы — не удавалось даже самым опытным криминальным...

Любители загорать голышом по-прежнему любят Крым

[1K] Соцзащита :: Любители загорать голышом по-прежнему любят Крым Есть люди, которые отправляются отдыхать в Крым, не задумываясь, в каких нарядах будут блистать на курорте. Он у них на все случаи жизни один — собственная кожа. Юные и не очень натуристы (не путать с натуралистами!) на благословенный полуостров...

Лунный календарь садовода и огородника на июль

[1K] Дачный участок :: Лунный календарь садовода и огородника на июль Неблагоприятные дни для посадки и пересаживания растений:

2 — 4, 14 — 15, 29 — 31.


Наилучшие дни для посадки и пересаживания конкретных культур:

Базилик, майоран, розмарин:
16 — 17, 22 —...

Бремя милитаризации Японии возложено на хрупкую женщину

[1K] Политика :: Бремя милитаризации Японии возложено на хрупкую женщину В Японии разразился крупный политический скандал, в центре которого оказался министр обороны страны Фумио Кюма. Поводом стали его неуклюжие высказывания об американских бомбардировках в августе 1945 года Хиросимы и Нагасаки. Но отставка министра...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Лунатизм — болезнь или таинственный дар природы?
  • Санберри — селекционные томаты по-американски
  • Фурункулез и растительные антисептики
  • Сериал о вражеских шпионах — смерть для телезрителей
  • Около 40 крымских вузов лишены лицензии
  • Лимонный напиток при тахикардии
  • Его звали Роберт, и его стихи мы до сих пор читаем наизусть
  • Искусственные рифы в Черном море
  • Моделям в Крыму работу найти сложно
  • Криминальные иммигранты, или Блудные сыновья Крыма
  • Ясир Арафат: палестинский Моисей?
  • Царские рецепты от головной боли и… меланхолии
  • Аэропорт Бельбек закрыт
  • ГАИ сможет остановить свадебный кортеж за… отсутствие лицензии
  • Семья Ивановых с десятью детьми, собакой и тремя кошками живет в однокомнатной квартире
  •  
    Яндекс.Метрика