Категории
 
архив
 
145 < 146 > 147



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Сиятельный мерзавчик захапал все, но лошадку ему все-таки не дали

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Сиятельный мерзавчик захапал все, но лошадку ему все-таки не далиДа, именно мерзавчик, не мерзавец. На мерзавца Ричард — герой нового спектакля Крымского академического русского драматического театра им. М. Горького «Король Ричард III» — не тянет. Не тот масштаб, не та фактура. Слишком юн, слишком импульсивен. Однако именно в этом заключается соль трактовки театра, режиссерского решения последней по времени версии.
Знаменитого шекспировского Ричарда, идущего по трупам к трону и короне, всегда играли то хромым, то горбатым, ущербным, отталкивающим. Его никто не принимал в расчет — а он пускал в расчет всех без разбора, и врагов, и, конечно же, друзей. Многочисленные Ричарды разных стран не просто добивались власти — они мстили за свое уродство, стирая с лица земли цветущих и вроде бы счастливых соперников.
Новому крымскому Ричарду мстить за уродство нет нужды — он миловиден, молод, открыт, я бы даже сказал, романтичен и похож на Щелкунчика из балета П.И. Чайковского. Он подчеркнуто контрастен по сравнению с суровыми мужиками, которые его окружают, контрастен даже в плане костюма. Ричарда как будто на новогодний утренник нарядили, а этот шалун заигрался, перепутав детские забавы и взрослую жизнь. Он убивает не потому, что кровожаден и циничен, — он просто играет в солдатики. Раз солдатик упал, два солдатик упал, три — глядишь, а мальчик уже на троне, и все взрослые подобострастно падают перед ним ниц.
С троном у этого Ричарда вообще трогательные отношения. Ричард беседует с ним, как с самым близким существом, примеривается к нему, в разговорах с ним выстраивает свои планы по устранению соперников или тех, кто может стать этим самым соперником. Трон молчит. Он столько перевидал на своем веку всяких-разных, молодых и старых, слабоумных и изощренных, красивых и уродливых, что ему абсолютно все равно, кто усядется на него в очередной раз — Ричард Глостер или, к примеру, шут.
Сергей Ющук и играет Ричарда шутом, капризным дитятей, не задумывающимся, что он творит. Попрыгун, Щелкун, он запросто щелкает тех, кто попадается на его пути. У него столько энергии, столько жизненных сил, столько чудесной молодой наглости! Он не глуп — прекрасно понимает, насколько все прогнило в стране, где победители скатываются все ниже, ниже, ниже. Единственное, в чем он не признается себе (а может, искренне не понимает по недомыслию), что неуемная жажда власти (а следовательно — и неразборчивость в средствах для ее достижения) тянет в пропасть вместе со всеми и его самого.
Сергей Ющук играет очень старательно, как прилежный ученик, добросовестно выполняющий указания учителя — в данном случае постановщика спектакля Анатолия Новикова. Может быть, он несколько прямолинеен, но не будем забывать, что сейчас время такое — многие не идут в обход, а прут напролом, стремясь захватить желаемое одним ударом. Из таких и Ричард С. Ющука.
К тому же рядом с этим Ричардом в спектакле постоянно действует Бэкингем (В. Навроцкий) — не просто соратник, не просто тень, не просто второе «я», а еще и дядька-воспитатель, наподобие Савельича у Петруши Гринева из «Капитанской дочки» А. Пушкина со знаменитым заячьим тулупчиком.
Этот английский Савельич выполняет все прихоти своего дитяти, даже самые малейшие, даже самые сумасбродные. В футболе такого человека назвали бы «плеймейкер» — делающий игру, разводящий. Он и здесь разводит, расчищает для Ричарда дорогу к трону, прокладывая ходы, раздавая пасы. Потом, правда, «разведут» и его самого — он это просчитает, переметнется, пойдет ва-банк, но все равно ответит «позором за позор».
Виктор Навроцкий вполне мог создать на сцене образ мощного Ричарда, совершенно непохожего на Ричарда
С. Ющука. Артист играет человека, который мог бы при другом стечении обстоятельств пройти путь Ричарда, стать Ричардом, но не стал им, а остался Бэкингемом. Навроцкий играет в легкой и свободной манере, подчеркивая тем самым: «лгать нестрашно, предавать нестрашно, убивать нестрашно». Прекрасный привет сегодняшнему бесстыдному времени, где убийство — совершенно рядовое событие новостных телевизионных программ. Вообще, в новом «Ричарде» театра им. М. Горького ничто не вызывает ужас: все эти сэры, пэры и мэры изначально настолько продажны и ничтожны, что гибель многих из них не принимаешь близко к сердцу. Не будешь же всерьез жалеть маразматичного короля Эдварда (В. Денщиков), который при всем своем слабоумии помнит, что женская грудь — это часто очень даже приятно. Гибнут от рук Ричарда и его приспешников персонажи А. Аносова, И. Бондзика, П. Боровского, но зрители не приходят от этого в ужас. Они воспринимают все происходящее на сцене, как компьютерную игру со стрелялками. Даже самое страшное доказательство — голова Хестингса — никого не шокирует. Мы ни на секунду не сомневаемся, что с артистом все в порядке: Бондзик жил, Бондзик жив, Бондзик будет жить.
Будет жить и народ, с которым в очередной раз «не повезло» властителям. Ничего с этим народом не сделается. Режиссер ироничен к толпе, в спектакле обитает, скорее, не шекспировский, а брехтовский народ: какие-то явно ряженые нищие, фальшивые инвалиды, хронические бездельники, тетки-кликуши, рожающие пачками детей в уверенности, что кормить и воспитывать их должно государство. Несчастный, всегда продажный народ. Он, конечно, может безмолвствовать. Но покажи ему палку колбасы — и он тут же с готовностью восславит и возведет на престол Ричарда, Ричмонда и т.п.
Да, спектакль называется не традиционно — «Ричард III», а «Король Ричард III». Хотя руководствуясь карточной терминологией, Ричард С. Ющука, скорее, не король, а валет, возомнивший, что может стать королем. Молодым зрителям (а молодежь — частый гость в Русском театре) этот валет очень симпатичен. Они совершенно не воспринимают его злодеем и убийцей. Он для них герой нынешнего времени, из тех молоденьких карьеристов, которые наводнили сегодняшнюю жизнь. Эти ребятки нынче — желанные женихи и бойфренды. Современные леди при их приближении заранее издают гиперсексуальные стоны, как и шекспировская леди Анна (Э. Погосян) в сцене с Ричардом. Ровным счетом ничего толкового не сделав, юные хозяева жизни смотрят на мир из окон своих иномарок и считают, что весь этот мир у них в кармане. Их уверенность в том, что им все позволено и все средства хороши, неуязвима. Уязвимы, и сильно, их нравственность и человечность, но они и не подозревают, что это такое. Они лезут в политику, стремятся к высшей власти, к трону, не веря, что все проблемы как раз тогда и начинаются, когда можешь, подобно Годунову, проскрипеть: «Достиг я высшей власти…»
Получивший все, что хотел, капризный ребенок Ричард в критический момент своей игры-жизни обидно не получил, оказывается, самого главного. «Коня, коня, корону за коня!» — привычно, в соответствии с Шекспиром, кричит терпящий фиаско Ричард. Но никто даже не думает привести ему лошадку. Да и некому привести — все биты или переметнулись к более сильному. Недавно еще всемогущий хлопец готов отдать все богатства мира за одну-единственную лошадку — самую, может быть, желанную игрушку в его жизни. Но никто с ним не поделится этой лошадкой, даже деревянной. Мы не будем играть с тобой, ты нам надоел. Уходи из нашей песочницы под названием Жизнь, мальчик.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

«Не укради», или Справедливый суд Линча по-крымски

[1K] Криминал :: «Не укради», или Справедливый суд Линча по-крымски Откуда у человечества появилась дурная привычка воровать чужое добро — наверное, одному Богу известно. Не зря же этот грех отмечен в десяти заповедях. Как, впрочем, и в Уголовном кодексе. Правда, до кодекса в этих двух историях, которые мы вам...

Депутаты язык до Киева довели

[1K] Политика :: Депутаты язык до Киева довели Депутаты крымского парламента — люди слова и о своих предвыборных обещаниях не забывают. А потому, когда дело наконец дошло до вопроса о статусе русского языка, на «великий и могучий» попросту положили… юридическую жвачку и отправили в Киев.

Индивидуальное отопление не спасет всех замерзающих

[1K] Соцзащита :: Индивидуальное отопление не спасет всех замерзающих Насмотревшись рекламных роликов и наслушавшись рассказов чиновников о том, что единственное спасение от некачественного теплоснабжения — индивидуальные системы отопления, народ поспешил приобщиться к современным технологиям. Но столкнулся с...

В прошлом году изобретатели принесли автономии более 3 миллионов

[1K] Инфраструктура :: В прошлом году изобретатели принесли автономии более 3 миллионов Нужно ли человечеству дешевое топливо из отходов или горючее, извините, из фекалий? А игрушка, обучающая не научившегося еще ходить ребенка алфавиту, или устройство, защищающее от излучения мобильного телефона? Мир движется вперед благодаря...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • За пластическую операцию берется любой хирург-самоучка
  • Ягода-малина до поздней осени
  • Микроэлементы в нашем организме, или Почему император Нерон сошел с ума
  • Их морили голодом и лишали наград
  • Госавтоинспекция открывает «сезон охоты» на мопеды
  • Криминальный путь привел в… психушку
  • Севастопольские «красноармейцы» возвращают к жизни раритетные машины
  • Больных детей будет рождаться больше
  • Ким Бесингер дали два месяца тюрьмы
  • Экс-зять Кучмы и милиционер: Война за «газовое королевство»
  • Милиция ищет преступников, сбежавших из противотуберкулезного диспансера
  • Евстигнеев играл сердцем. От сердца и умер
  • В России опять убивают журналистов
  • Какова длина идеальных ног?
  • «Я буду вместо Бога!», или Кровавые проделки сумасшедших
  •  
    Яндекс.Метрика