Категории
 
архив
 
142 < 143 > 144



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Дон Жуан в одном белье тихо лег под шевалье

/СЕРГЕЙ ПАЛЬЧИКОВСКИЙ/

[1K] Звездопад :: Дон Жуан в одном белье тихо лег под шевальеДон Роман Виктюк не просто решил в очередной раз привезти свои спектакли в Крым. Режиссер решил отметить на крымской земле свое 70-летие, которое имеет место быть в нынешнем сентябре. А также 10-летие своего театра.
Севастополь удостоился четырех спектаклей (там же море, и вода в нем по-прежнему голубая), Симферополь — только одного под названием «Последняя любовь Дон Жуана».
Дон Жуан — персонаж одиозный, описанный Мольером, Байроном, Пушкиным, Фришем и т.д. В разные века любитель женщин представлялся любителем геометрии, опрометчиво пожимал руку статуе Командора, он даже оказывался женщиной — в пьесе С. Алешина «Тогда, в Севилье», например.
Каким окажется одиозный Дон в спектакле одиозного Романа Виктюка по пьесе Э. Шмитта, догадаться было нетрудно. Это не Дон Жуан, это гей Жуан. Только страстное чувство к шевалье де Шифревилю, случившееся у нашего Дона пять с лишним лет назад, открыло этому Жуану истинную любовь. А вы говорите — женщины, женщины…
Впрочем, женщин в спектакле навалом. Они, собственно, и собираются вначале, чтобы осудить безжалостного Дона Жуана, который тысячи поматросил и бросил, и засадить его в Бастилию. Или — женить на дебиловатой Анжелике, что для вольнолюбивого Жуана еще хуже.
Дамы все как одна Виктюком обученные. Манерничают, кривляются и завывают, дергаются, как будто на шарнирах, как велел Роман Григорьевич. Дамы рослые, но все больше безвестные, одна, правда, с голой грудью. Периодически все в масках. Нет среди этих дам ни Валентины Талызиной, ни Людмилы Максаковой, ни Ады Роговцевой, которые раньше частенько работали с Виктюком. Артистки все больше безвестные, бандерша среди них — Людмила Погорелова, работающая с Р.Г.В. долгие годы, в роли герцогини де Вобрикурт.
Женщин всех почему-то очень жалко — и когда они одеты, и особенно когда раздеты. Понятно, чего они хотят, но непонятно, почему все разворачивается так экзальтированно и нудно. Зачем так много слов, зачем так мало души, зачем тети так старательно извиваются, раздеваются, одеваются и всовывают себе павлиньи перья. В головы.
Совсем жалкое впечатление производит Анна Подсвирова в роли Анжелики де Шифревиль, сестры вышеупомянутого шевалье. Кто позвал эту девушку в театр? Кто позволил ей с ее внешними и внутренними данными выйти на сцену перед зрителями, которые платят за просмотр деньги? Русь, дай ответ. Не дает ответа.
С другой стороны, четко понятно, для чего в спектакле все эти многочисленные женские манипуляции — чтобы зрители не скучали. Но они и не думают скучать. Затаив дыхание, внимают каждому слову, произносимому со сцены, каждому раздающемуся звуку музыки, каждой мизансцене. Это же Виктюк, не дай Бог что-нибудь пропустить!
Роман Григорьевич Виктюк не настолько глуп, чтобы не понимать, что давно вышел из моды, что времена «Служанок» и «Мадам Баттерфляй» далеко позади. Да, это не касается провинциальной части зрителей, провинциальной не географически, а по сути. Для такого зрителя Виктюк будет популярен если и не всегда, то очень долго. Но даже столь стойкий интерес необходимо периодически подпитывать и стимулировать.
Вот почему в «Последней любви Дон Жуана» так много наворотов, призванных прикрыть, как ни обидно самому Р.Г.В. и его почитателям, тающее режиссерское мастерство, мастерство художника, а не ремесленника. Вместо тонкого и точного прочтения наворот конструкций, цепи-кандалы, прыжки на батуте, раздвигания ног, павлиньи перья и музыка Верди. Видено-перевидено, слышано-переслышано, прыгано-перепрыгано.
Сцена Крымского украинского музыкального театра открыта всем ветрам. Кулис нет, видно, как сбоку периодически бродят работники цехов. Сзади ящики с реквизитом и декорацией, на них портреты Валерия Карпова. При чем тут крымский артист — никакой Виктюк в мире не ответит вам на этот вопрос.
Сам Жуан появляется где-то в середине первого акта. Конечно, его играет Дмитрий Бозин, непременный актер Виктюка последнего времени. Симферополь видел Дмитрия в роли Нуриева. Дон Жуан, в принципе, тот же Нуриев. Та же балетная пластика, однообразие раз и навсегда заученных псевдовыразительных интонаций. Обезьяньи ужимки и прыжки, самолюбование Нарцисса. А доминирующее впечатление — пустота. Ни одной живой минуты на сцене, ни капли самоиронии, одни только изломанные страдания Бог весть по какому поводу.
Вполне допускаю, что кому-то эти рефлексии близки. Мне — нет. Хотя дамы в зале от Бозина, кажется, таяли, как сильно повзрослевшие Снегурочки. Некоторые мужчины тоже. Это их право и их проблемы.
Когда в довершение картины к Жуану присоединился его дружочек, шевалье де Шифревиль (Иван Никульча), вопросов не осталось. Оба паренька, оба изнеженных хлопчика в духе Тарзана — дружка Наташи Королевой, оба с кудрями до плеч, оба в рваных джинсиках, сделали все, что могли, чтобы убедить зал в том, что самое светлое на земле, как поет Максим Галкин голосом Бори Моисеева, — «бескорыстная дружба мужская». Два других, абсолютно служебных и неказистых мужичка на сцене (Сганарель — Михаил Руденко и Марион — Константин Авдеев) всеми своими беспросветными внешними и внутренними актерскими данными, вернее, полным отсутствием оных, явно были призваны оттенять страдальческий дуэт главных героев. Оттенили.
Когда мужички-проказники — Жуан и шевалье — захватили инициативу в спектакле в свои руки, женщин стало жаль еще больше. Они оказались совершенно никому не нужны, их выключили из действия равнодушно и жестко. Делая лица в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами, дамы, конечно, внутренне били копытами и не могли простить судьбе, что во втором действии они не могут так развернуться, как в первом.
Но в спектакле, посвященном мужчинам, женщины должны знать свое место, уметь терпеть и ждать, когда парни закончат бурное выяснение своих достаточно простых отношений: один другого проткнул шпагой или кто-то сам на эту, с позволения сказать, шпагу напоролся.
Мы же в очередной раз напоролись на Романа Виктюка, который, надо отдать ему должное, даже на пороге
70-летия остается самим собой. В свое время, будучи помоложе, творец просчитал секрет успеха, сумел претворить этот секрет в жизнь. И ведь, представьте себе, этот рецепт срабатывает до сих пор. А то, что под философскими претензиями, названными «эшафот любви», скрывается, по сути, простенькое, даже примитивное шоу в духе Бори Моисеева, — невелика беда. Виктюк с его затуманиванием мозгов просто ребенок по сравнению, допустим, с телевидением, которое часто просто вытравляет из человека все человеческое. Так что не будем сильно ворчать по поводу поменявшего сексуальную ориентацию Дон Жуана. Тем более, несомненно, многим понравилось, и даже очень. Одна девушка говорила другой после спектакля на остановке: «Знаешь, не могу понять, что со мной происходит. Класс, класс. Теперь на Виктюка надо идти по-любому». Это значит — Роман Григорьевич девушку перевернул.

комментариев:8   распечатать статью 

Еще в рубрике Звездопад:

 

Московское разочарование

[1K] Политика :: Московское разочарование Очередной визит Виктора Януковича в Москву по установившейся уже традиции не принес конкретных договоренностей, но ознаменовался очередным реверансом Киева в сторону Кремля. Главный вопрос переговоров с президентом России Владимиром Путиным и...

Календарь садовода и огородника на октябрь

[1K] Дачный участок :: Календарь садовода и огородника на октябрь Перекопка почвы, рыхление, мульчирование, подзимний полив:
1, 4, 5, 8, 9, 12 — 14, 20 — 24, 27 — 31.
Подкормка сада под зиму органическими удобрениями:
1, 4, 5, 8,9, 12 — 14.
Подготовка посадочных ям и гряд для весенних...

Третья попытка спасения медицины

[1K] Инфраструктура :: Третья попытка спасения медицины ВР Украины не оставляет попыток реформировать здравоохранение и внедрить тотальное медицинское страхование украинцев. На прошлой неделе в парламенте был зарегистрирован законопроект «О финансировании охраны здоровья и медицинском страховании»....

Подростки убивают жестоко

[1K] Криминал :: Подростки убивают жестоко Дети и подростки умеют убивать. И очень часто гораздо более жестоко, чем взрослые. Почему-то им легче переступить через чужую кровь и боль. Малолетние убийцы охотно описывают в подробностях происшедшее, старательно припоминают, кто, как и куда...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • Дарение жилья в следующем году обойдется дороже
  • Папа Римский Бенедикт XVI провозглашает новый крестовый поход?
  • Укрывать ли виноград на зиму?
  • Загадки Земли Санникова
  • Как избавиться от пней
  • Айва и сама хороша, а еще она может родить… груши
  • Долой хирургические подтяжки: тренируем мышцы лица
  • Пять ошибок одиноких женщин
  • Глазная гимнастика сохранит зрение
  • Члена партии погубила… проститутка
  • Торжественный захват власти
  • Бюджет-2007 обидел пенсионеров
  • Танго на Красной площади
  • В Крыму остановлены 286 лифтов
  • Семена, которые стоит собрать
  •  
    Яндекс.Метрика