Категории
 
архив
 
118 < 119 > 120



Объявление

Поиск
 
Расширенный поиск
 
 

Президент и пастырь, растерявший свою паству

/МИХАИЛ ВОЛОДИН/

[1K] Среда обитания :: Президент и пастырь, растерявший свою паствуВеликий лидер маленького острова

Президент Кипра Макариос III (в миру — Михаил Христодулос Мускос) был единственным в истории президентом, который одновременно являлся главой церкви. По постановлению византийского императора Зенона он именовался «Блаженнейшим Архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра» и подписывался красными чернилами.

Считается, что у жителей нашего полуострова островная психология и что Крым всегда представлял собой перекресток нескольких цивилизаций. Учитывая многоэтнический и многоконфессиональный характер населения Крыма, его вполне можно сравнить с островом Кипр, который, правда, по площади значительно меньше. История этого острова для Крыма может быть весьма поучительной. Когда-то народы, поселившиеся на Кипре, жили мирно. Но уже три десятилетия этот остров разделен на две части «зеленой линией», контролируемой войсками ООН. На протяжении этих лет все попытки помирить киприотов оказались безуспешными. Самое же удивительное заключается в том, что раздел острова произошел в то время, когда его президентом был легендарный архиепископ Макариос III.

Во главе борьбы за независимость

Остров Кипр имеет древнюю и богатую историю. Поселения человека были здесь уже в эпоху неолита. Американский ученый Роберт Сармаст даже доказывает, что этот остров являлся верхней частью Атлантиды. Кипром последовательно владели ассирийцы, персы, греки, римляне, византийцы, Ричард Львиное Сердце, орден тамплиеров, венецианцы и турки. В 1923 году по Лозаннскому трактату они передали остров Великобритании.
К этому времени население Кипра состояло в основном из греков и турок, причем первых было примерно в четыре раза больше. Но межэтнической и межрелигиозной розни практически не существовало. Как не было и языковой проблемы — турки неплохо знали греческий язык, а греки — турецкий. (Кстати, в Крыму до войны ситуация была примерно такой же, только языков и религиозных конфессий было по меньшей мере в два раза больше.) Портовый грузчик из кипрского города Фамагуста в начале 60-х годов рассказывал журналистам: «Мы трудились рядом с греками, хоть и в разных бригадах. Я не помню, чтобы мы что-то делили или ссорились. Даже наоборот, мы приходили на выручку друг другу. В мусульманские праздники работа не останавливалась — греческие бригады выполняли нашу долю работы. В православные праздники за дело с удвоенной энергией брались мы».
Киприоты рука об руку вели борьбу с английскими колонизаторами, но до тех пор, пока греки не стали склоняться к необходимости объединения Кипра и Греции (энозиса). Мусульмане эту идею, конечно же, не поддержали. В результате единое национально-освободительное движение было расколото. Борьба кипрских греков за независимость приобрела массовый характер только после 1950 года, когда это движение возглавила Кипрская автокефальная православная церковь во главе с архиепископом Макариосом III. Надо сказать, что церковь играла на Кипре особую роль. Турки, захватив Кипр в 1571 году, превратили в мечети католические храмы, не тронув православные церкви. Как и в других частях Османской империи, православный епископ Кипра стал гражданским главой греческого населения. Кроме того, турки освободили православную церковь от налогов, в результате чего она стала крупнейшим собственником. Ей до сих пор принадлежат огромные землевладения, сельскохозяйственные угодья, а также гостиницы, фабрики, корабли, банки, казино и поля для гольфа.
В сентябре 1952 года архиепископ Макариос направил британскому военному министру Энтони Хенту, посетившему Кипр, протест против размещения на острове военных баз. «С большим беспокойством и огорчением, — писал Макариос, — кипрский народ следит за основанием этих баз якобы для защиты свободы его отечества, в то время как сам он находится в порабощении. Звучит насмешкой, когда Великобритания декларирует и будто бы защищает свободолюбивые принципы». После того как англичане проигнорировали обращение архиепископа, он благословил «Национальную организацию кипрских борцов» на развертывание партизанской войны. За это его даже сослали на Сейшельские острова. В 1959 году англичане вынуждены были пойти на мировую. В Лондоне было подписано соглашение между Грецией, Турцией, Великобританией, архиепископом Макариосом и доктором Фазилем Кучуком, представлявшими соответственно общины греческих и турецких киприотов. Это соглашение предусматривало предоставление Кипру независимости, исключало возможность его объединения с любым другим государством или раздел острова, а также предоставляло Великобритании в качестве компенсации две военные базы — Акротири и Декелию. Великобритания, Греция и Турция стали гарантами независимости нового государства.
13 декабря 1959 года архиепископ Макариос был избран президентом Кипра, а 16 апреля следующего года была провозглашена независимость нового государства. В своем обращении к киприотам Макариос сказал: «Вооруженную освободительную борьбу мы выиграли потому, что весь народ объединился и целиком посвятил себя общему делу свободы. Я глубоко опечален, что с некоторых пор миру на острове и единству кипрского народа угрожают разъединяющие действия, могущие привести к гибели и беде. Возлюбленные о Господе чада! Народы развиваются и умножаются при свободе и единстве и, трудясь при братском согласии, вкушают в мире и правде от трудов своих. Сражаясь в единении, вы завоевали себе свободу, и нужно, чтобы опять, объединенные на могилах ваших детей, вы укрепили свободное государство Кипр».

«Кипр — это Греция»

Пожалуй, к середине 60-х годов не было в мире более популярного президента, чем Макариос. Этому способствовало не только то, что он привел киприотов к свободе (советские школьники скандировали на демонстрациях: «Да будет Кипр, зеленый Кипр, островом свободы!»), но и его личные качества. Популярность Макариоса была сравнима с той, которую впоследствии имел Иоанн Павел II. Что касается Кипра, то там президента буквально носили на руках.
Но уже в первые годы правления Макариоса проявилось то, что впоследствии привело к межэтническим столкновениям и разделу острова. Конституция Кипра определяла жителей острова как греков и турок. Во всех сферах политической жизни власть была разделена в установленных соотношениях между греками-киприотами и турками-киприотами, причем последние получали во всех вопросах больший пропорциональный вес по сравнению с их численным составом (18% от всего населения). Все государственные и полицейские посты распределялись между греками и турками в соотношении 70 к 30, а в армии соотношение принималось 60 к 40. Президентом назначался грек, а вице-президентом — турок. Турко-кипрская община наделялась правом вето как в исполнительной, так и в законодательной ветвях власти. А турко-кипрский вице-президент (им стал лидер турко-кипрской общины Фазиль Кучук) мог заблокировать решение президента.
С виду все демократично, но в действительности в конституцию Кипра была заложена мина замедленного действия. Недаром, например, Отто Бисмарк назвал свой народ германцами, а Кемаль Ататюрк — турками, самым жестоким образом пресекая попытки «национального самоопределения» территорий и народностей. Они знали, что споры по поводу национальных норм представительства будут бесконечными и разрушительными. Более того, Макариос, став президентом всех киприотов, не сложил с себя сана архиепископа православной церкви, то есть духовного вождя греческой общины. Нарушив, между прочим, древнее апостольское правило: «Не подобает епископу или пресвитеру вдаватися в народныя управления, но неупустительно быти при делах церковных. Или убо да будет убежден сего не творити, или да будет извержен (Матфей, 6. 24)».
Не прошло и трех лет, как президент Макариос по требованию греческой общины предложил принять поправки к конституции, которые позволили бы распределять мандаты и должности в точном соответствии с численностью общин. Понятно, что турецкая община с этим не согласилась. Уже с декабря 1963 года управление Кипром осуществлялось в условиях конституционного кризиса. Наконец, 27 октября 1964 года во время визита министра обороны Греции президент Макариос во всеуслышание заявил: «Греция вступила на Кипр, и Кипр — это Греция. Я твердо верю, что пангреческая борьба за объединение Кипра с матерью-Грецией скоро увенчается победой. Эта победа станет началом новой эры величия и славы Греции». По существу, это был приговор единой Республике Кипр. В декабре 1967 года руководство турецкой общины провозгласило «временную администрацию Республики Кипр». До февраля 1973 года ее возглавлял Фазиль Кучук, затем его сменил Рауф Денкташ.
Обстановка на Кипре осложнила отношения между Грецией и Турцией. Позже выяснилось, что к дальнейшему развитию событий были причастны американцы. По плану тогдашнего госсекретаря США Дина Ачесона предусматривалась ликвидация единой республики и расчленение Кипра: большую часть острова предполагалось присоединить к Греции, а Турции под военную базу передать район на севере Кипра плюс небольшой греческий остров Кастеллоризон. Таким образом администрация США надеялась помирить двух членов НАТО.

Кровавый раскол

В феврале 1973 года на Кипре состоялись очередные президентские выборы. Победив на выборах, Макариос неожиданно заявил, что видит будущее Кипра в переговорах с турецкой общиной на основе независимости острова. Более того, он счел недопустимым, чтобы Кипрская национальная гвардия продолжала находиться под командованием греческих офицеров. «Афины, дающие указания штабу национальной гвардии, — заявил Макариос, — стремятся превратить ее во внутреннюю оккупационную армию». В июне 1974 года он направил послание президенту Греции генералу Гизикису с требованием вывода греческих офицеров с острова. Это был мужественный шаг. В ответ отряды национальной гвардии предприняли штурм президентского дворца. В течение нескольких часов здание было разрушено до основания. Национальная гвардия объявила о том, что взяла власть в свои руки для предотвращения гражданской войны на острове. Макариосу чудом удалось спастись, но многие его сторонники были подвергнуты репрессиям. Во главе Кипра национальная гвардия поставила экстремиста и активного участника кровавых антитурецких акций Никоса Сампсона, которого Макариос называл не иначе как «хорошо известным преступником».
Спустя несколько дней Макариос выступил с трибуны ООН: «Я принес на ассамблею борьбу кипрского народа за выживание своей страны в условиях свободы и достоинства. Я прибыл сюда за поддержкой международного сообщества нашей борьбы за спасение независимости, единства и территориальной целостности Кипра». Тогда он едва ли не впервые употребил в своей речи это словосочетание — «кипрский народ». Макариос еще надеялся на то, что с помощью мирового сообщества ему удастся сохранить единство Кипра, но было уже поздно. Для предотвращения геноцида турецкого населения Кипра 20 июля 1974 года Турция высадила на севере острова свои войска. Около 200 тысяч греков-киприотов бежали в южную зону, а 40 тысяч турок-киприотов — в северную, что сопровождалось убийствами с обеих сторон. Погибли более пяти тысяч человек, около двух тысяч пропали без вести. Для страны с населением в семьсот тысяч человек эти цифры очень велики.
Макариос вернулся на остров в конце того же года. Той страны, которая была создана 15 лет назад, уже не существовало. 3 апреля 1977 года во время литургии у архиепископа Макариоса произошел инфаркт, и вскоре он скончался. Его могила у монастыря, где он был посвящен в монахи, в настоящее время является одной из основных достопримечательностей Республики Кипр.
Сейчас в непризнанной Турецкой Республике Северного Кипра проживают 183 тысячи человек. Объем годового ВВП на душу населения — $4222. Это немало. Но в расположенной на юге Республике Кипр он в три раза выше. Дело в том, что эта республика представляет собой именно ту зону с льготным налогообложением, о которой мечтают многие крымские политики. Первые 83 оффшорные компании были зарегистрированы там еще в 1976 году. Сегодня их 32 тысячи, и каждый месяц открываются еще 350. Соответственно как на дрожжах развивается туризм, строятся новые гостиницы, обустраиваются дороги, парки и пляжи.
Не так давно генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предложил свой план воссоединения Кипра. По его мнению, в сенате острова обе общины должны быть представлены поровну.

комментариев:0   распечатать статью 

Еще в рубрике Среда обитания:

 

В мае за свет и газ будем платить больше?

[1K] Инфраструктура :: В мае за свет и газ будем платить больше? Как и следовало ожидать, не успели в стране подвести итоги парламентских выборов, а Национальная комиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) объявила о повышении стоимости электроэнергии и природного газа. Не имеющие, на первый взгляд, между...

Пришло время делить портфели

[1K] Политика :: Пришло время делить портфели Со дня на день будут официально объявлены результаты выборов в ВР Крыма. Самое время задуматься о будущей конфигурации сил в новом парламенте.

Нарушения есть…

Сегодня только отдельные оптимисты верят в то, что...

Модный «модельный» бизнес: девочки для эскорта появились и в Крыму

[1K] Соцзащита :: Модный «модельный» бизнес: девочки для эскорта появились и в Крыму Во времена Советского Союза насчитывалось менее двух десятков девушек-демонстраторов из «Общесоюзного дома моделей». Сейчас же в одной только Украине модельных агентств больше ста, в Крыму — около десяти. На голубой мечте каждой высокой девчонки...

«Кидалово» с иммунитетом

[1K] Политика :: «Кидалово» с иммунитетом 4 апреля, под занавес каденции действующего украинского парламента, случилось то, что все законодатели давно обещали, но как-то стеснялись сделать. Верховная Рада изъяла норму, которая запрещала привлекать местного депутата к уголовной...

 

Читательский ТОП прошлого номера:

  • «Продам почку». Крымчане выставляют на продажу собственные органы
  • Обрезка вишни: по весне и в период роста
  • Детей «из пробирки» делают и у нас в Крыму
  • В наших пещерах живут инопланетяне?
  • Юбиляр Станислав Говорухин дорог нам как человек по фамилии Крымов
  • Таблетки для рассады не лечат, но выращивают
  • Застарелый кашель
  • Наша Маша в Нью-Йорке
  • Вацлав Гавел: опыт политической драматургии
  • Щавель не боится ни тени, ни холода
  • Как стать маньяком
  • Семейная трагедия: смерть мучителя
  • Божественной Лайзе Минелли исполнилось 60
  • Жилищные субсидии спасут от долгов
  • Без весенней усталости
  •  
    Яндекс.Метрика