В мире наметилась тенденция к снижению уровня артериального
давления у населения, которое нельзя объяснить приемом лекарственных препаратов.
К таким результатам пришли участники широкомасштабного исследования,
проведенного под эгидой Всемирной организации здравоохранения в 21 стране мира и
продолжавшегося более 10 лет (с середины 80-х до середины 90-х годов прошлого
столетия). Выяснилось, что за этот период времени уровень артериального давления
у населения снизился в среднем на 2,26 мм рт. ст., причем наиболее выраженные
изменения произошли у женщин.
Исследователи проанализировали показатели артериального
давления у гипо-, нормо- и гипертоников. Выяснилось, что тенденция к снижению
артериального давления отмечалась не только у гипертоников, которые могли
принимать лекарственные препараты, но также у нормо- и гипотоников. Основываясь
на этих данных, ученые заключили, что лекарственные препараты не являются
первопричиной этого явления. Истинная причина глобального снижения артериального
давления пока неизвестна. Однако предполагается, что определенную роль сыграло
изменение пищевых пристрастий большинства людей. В частности, некоторые ученые
полагают, что люди стали потреблять меньше соли и чаще включать в рацион овощи и
фрукты. По другой версии, такой эффект могло дать увеличение потребления
витаминизированной пищи, обогащенной фолатами, кальцием и другими полезными
веществами. Свою роль сыграли также ограничения на употребление табака в
некоторых странах и улучшение качества медицинской помощи. Независимо от причин
ученые положительно оценивают снижение уровня артериального давления у населения
во многих странах мира, поскольку это должно привести к снижению риска инфаркта
и инсульта.